Истребители, поступавшие в Китай из Советского Союза, как правило, сохраняли свою заводскую окраску. На киль наносились сине-белые полосы, на нижней поверхности крыла помещалась эмблема ВВС Гоминьдана (двенадцатиконечная звезда).
Части советских добровольцев
Истребители советских добровольцев в Китае несли опознавательные знаки в виде двузначных чисел большого размера, нанесённых на фюзеляж. Этот стандарт был введён А. С. Благовещенским.
Камуфляжные схемы | |
---|---|
![]() |
И-16 тип 5 одного из подразделений советских лётчиков-интернационалистов. Согласно данным , на этом самолёте летал Антон Губенко. |
![]() |
И-16 тип 10 одного из подразделений советских летчиков-интернационалистов, 1938 год. |
![]() ![]() |
И-16 тип 10 Григория Кравченко, аэродром Ханькоу, 1938 г. Автор второго рисунка — Андрей Юргенсон. |
![]() ![]() ![]() |
И-16 тип 10 одного из подразделений советских летчиков-интернационалистов. Автор второго рисунка — Сергей Ершов, автор третьего рисунка — Славомир Заячковский (Slawomir Zajaczkowski). |
Китайские истребительные части
Пилотируемые китайскими лётчиками И-16 несли на киле четырёхзначное число, обозначавшее номер самолёта и истребительной части (например, номер 2105 обозначал принадлежность самолёта к 21-му чаньтаю). На ряде самолётов номер был перенесён на фюзеляж.
Камуфляжные схемы | |
---|---|
![]() |
И-16 тип 5 Лью Чи-Шеня. 21-й чаньтай IV татуя. Ханькоу, март 1938 года. |
![]() |
И-16 тип 10 без дополнительных маркировок |
![]() |
И-16 тип 10 командира 23-го чаньтая, 1938—1939 гг. Эта часть летала в основном на И-15бис. |
![]() ![]() |
И-16 тип 10. Один из шести И-16, имевшихся на вооружении 24-го чаньтая IV татуя. Этот самолет 13 сентября 1940 года принимал участие в первом воздушном бою с появившимися в Китае A6M Zero. Автор второго рисунка — Гаэтан Мари (Gaetan Marie). |
![]() |
И-16 (тип 10 или 17) 24-го чаньтая IV татуя. Ченьду, июнь 1941 года, летчик Вей Тинь Чи. |
Военно-воздушные силы Синьцзяна
Передача самолётов авиационной школы правительству Гоминьдана
Провинция Синьцзян, формально входящая в состав Китая, подчинялась Чан Кайши лишь номинально и ощущала на себе сильное влияние Советского Союза. В 1938 году для укомплектования авиационной школы, созданной Коммунистической партией Китая в Урумчи, было передано некоторое количество У-2 и Р-5, а в 1941 году авиационный парк пополнился шестью И-15 и двумя И-16. Эмблемой служило стилизованное изображение падающей звезды. На представленных фотографиях и профилях видно отсутствие сине-белых полос на фюзеляже и номера, нанесённые в советском стиле.
В 1942 году Шень Ши-Цай, правитель Синьцзяна, решил улучшить свои отношения с Чаном Кайши, и арестовал китайских коммунистов, составлявших персонал авиационной школы. Самолёты школы были переданы под контроль Гоминьдана. Возможно, что именно в этот момент на нижней части крыла синьцзянских И-16 появилась двенадцатиконечная звезда (если судить по фотографиям и профилям синьцзянских Р-5, изначально эмблем Гоминьдана самолёты авиационной школы не несли).
Камуфляжные схемы | |
---|---|
![]() ![]() |
И-16 (тип 10 или 18) с нанесённой эмблемой ВВС Синьцзяна, 1941 год. В первом варианте на фюзеляже заметно написанное иероглифами слово «Синьцзян». Художники — Теодор Ливиу Морошану (Teodor Liviu Morosanu), Славомир Заячковский (Slawomir Zajaczkowski). |
Учебно-тренировочные машины
УТИ-4 и их аналоги китайского производства продержались в ВВС Гоминьдана гораздо дольше, чем одноместные И-16, их раскраска подвергалась изменениям вместе с остальным авиационным парком Китая.
Камуфляжные схемы | |
---|---|
![]() |
УТИ-4. Чаньчуньская школа ВВС, 1938 год. |
![]() |
Чань-28 Чиа. Аэродром Куннинь, 1942 год. |
![]() |
Чань-28 Чиа с нанесённым камуфляжем. Художник — Сергей Ершов. |