7.62-мм пулемет ШКАС
Установка пулемёта ШКАС в крыле И-16
В отличие от И-15, «ишак» изначально проектировался под современные скорострельные 7.62-мм пулемёты ШКАС («Шпитального — Комарицкого авиационный скорострельный»). Первый образец ШКАС был построен в 1930 году, в 1932 году он принят на вооружение. За счёт короткого хода подвижных частей и совмещения ряда операций по перезаряжанию темп стрельбы пулемета удалось довести до рекордной величины в 1800 выстр./мин. В начале 1934 года началось производство крыльевого и турельного вариантов ШКАС, в 1936 году был разработан синхронный вариант, скорострельность которого снизилась до 1650 выстр./мин (однако благодаря удлиненному стволу несколько возросла начальная скорость пули). Главным недостатком ШКАС можно назвать пониженную по сравнению с уже стоявшими на вооружении ПВ-1 и ДА надёжность.
Скорострельность пулемета ШКАС была невероятной по сравнению с аналогичными иностранными пулеметами. Так, военврач С. Белолипецкий, служивший на аэродроме советских добровольцев в Китае, вспоминал: «Когда стреляли ШКАСы, казалось, будто трещит, рвется туго натянутое где-то вверху гигантское полотнище сверхпрочной ткани. В темноте трассирующие пули казались сплошной огненной цепочкой, а ведь между каждыми двумя светящимися летели еще несколько тёмных, невидимых пуль!» [3]
Первые типы И-16 комплектовались двумя пулеметами ШКАС в центроплане (вне диска винта), каждый ствол имел боекомплект 900 патронов. Опыт войны в Испании, однако, показал, что такого вооружения недостаточно, поэтому появился И-16 тип 10 с четырьмя ШКАС. Два добавленных пулемёта были синхронными, устанавливались над двигателем и имели боекомплект по 650 патронов каждый.
20-мм пушка ШВАК
Правая пушка ШВАК истребителя И-16 тип 17
Первоначально название ШВАК («Шпитальный — Владимиров авиационный крупнокалиберный») носил 12.7-мм пулемёт, спроектированным С. В. Владимировым в пулеметном КБ (город Тула) и принятым на вооружение в 1934 году. Серийное производство началось в 1935 году, а в 1936 году пошла в серию 20-мм пушка, созданная на базе этого пулемёта. Вскоре после этого выпуск 12.7-мм варианта был свернут.
ШВАК была довольно эффективным оружием. По своим параметрам она превосходила пушку MG-FF, которая устанавливалась на немецкие Bf.109E. Имела она, однако, и недостатки. Из-за своеобразия и сложности конструкции была затруднена сборка и разборка. При ремонте доступ к механизму был крайне затруднен. Во время эксплуатации из-за особенностей конструкции гильзы случались ее поперечные разрывы, что приводило к осечкам. Кроме того, действие снарядов было достаточно слабо для такого калибра.
Установка пушки ШВАК в крыло И-16
Опыты установки пушек ШВАК на И-16 начались с мелкосерийного И-16 тип 12 (известного также как ЦКБ-12П и И-16П), модификации И-16 тип 5 с установленными дополнительно к пулемётам ШКАС двух крыльевых пушек ШВАК. Боекомплект на каждую пушку составлял 150 снарядов. Проводился также эксперимент по установке четырёх пушек. Первой крупносерийной модификацией стал И-16 тип 17, на котором, как и на И-16П, стояли две крыльевые пушки ШВАК. Аналогичными по вооружению были И-16 тип 27 и И-16 тип 28.
При установке ШВАК на И-16 лётные характеристики самолёта несколько снижались из-за возросшей массы, поэтому первоначально такие самолеты предназначалось использовать в качестве штурмовиков (исходя из опыта боев под Гвадалахарой). В результате, однако, пушечные «ишаки» применялись так же, как и их пулемётные «собратья». Возросшая огневая мощь позволяла им эффективнее бороться с бомбардировщиками: теперь достаточно было нескольких попаданий, чтобы вывести вражеский самолет из строя. Это, по-видимому, понимали и экипажи немецких бомбардировщиков. Так, во время Великой отечественной войны «в 28-м ИАП, привлекавшемся для обороны мостов через Днепр, лейтенант П. Н. Вернигор заметил, что экипажи немецких бомбардировщиков сильно нервничают, замечая рядом варианты И-16 с длинными стволами пушек на плоскостях крыла. Чтобы обмануть врага, в полку соответствующим образом доработали и пулемётные И-16, прикрепив к их крыльям макеты пушечных стволов, изготовленные из дерева и покрашенные под металл в чёрный цвет».
Остаётся открытым вопрос, насколько психологический выигрыш от такого «усовершенствования» перекрывал потери в характеристиках самолёта, вызванные лишним весом и ухудшенной аэродинамикой.
12.7-мм синхронный авиационный пулемет БС
Пулемёт БС
Разработка пулемета БС (Березина синхронный) началась М. Е. Березиным в 1937 году, а в 1939-м он был принят на вооружение и запущен в серийное производство. БС устанавливался на И-16 тип 29 в дополнение к двум ШКАСам в фюзеляже. Достоинства пулемёта — удачная компоновка, простота в сборке и эксплуатации, высокий темп стрельбы. Главным недостатком была малая живучесть отдельных деталей и трудность перезаряжания в воздухе. Через некоторое время Березин разработал новую модель, УБ (универсальный Березина), которая пошла в серию в 1941 году.
Другое стрелковое вооружение
Помимо серийных версий, оснащаемых пулеметами ШКАС и пушками ШВАК, были и прототипы с другим вооружениям. Известно, что было выпущено несколько И-16 с экспериментальными 7.62-мм пулеметами СН («Савин — Норов») и УльтраШКАС. Пулемет СН (скорострельность 2800-3000 выстр./мин) был разработан в 1934-1936 годах, УльтраШКАС (скорострельность аналогичная) — в 1937—1938 годах. «Ишаки» с этими пулемётами принимали участие в Зимней войне, однако ни та, ни другая модель оружия в серию не пошла из-за низкой надёжности.
ШКАС (крыльевой) | ШКАС (синхронный) | MG-17 | Darne | |
---|---|---|---|---|
Страна | СССР | СССР | Германия | Франция |
Калибр, мм | 7.62 | 7.62 | 7.92 | 7.5 |
Вес пулемета, кг | 9.8 | 11.1 | 10.7 | 7.8 |
Вес пули, г | 9.6 | 9.6 | 12.8 | 9.2 |
Вес заряда, г | 3.2 | 3.2 | н. д. | н. д. |
Скорострельность, выстр./мин | 1800 | 1650 | 1100-1150 | 1100-1200 |
Начальная скорость пули, м/с | 825 | 850 | 755-800 | 830 |
Истребители | И-16, И-153, Як-1, ЛаГГ-3 | И-16, И-153 | He.51, Bf.109B, C, D, E, F, Bf.110 | MS.406 |
УБС | MG-131 | MG-151/15 | |
---|---|---|---|
Страна | СССР | Германия | Германия |
Калибр, мм | 12.7 | 13 | 15 |
Вес пулемёта (без боекомплекта), кг | 21.45 | 17 | 42 |
Вес пули, г | 48 | 34* | 64.5 |
Вес заряда, г | н. д. | 1.2* | н. д. |
Скорострельность, выстр./мин | 700-800 | 800-900 | 800-900 |
Начальная скорость пули, м/с | 840-860 | 750-800 | 800-850 |
Истребители | И-16, И-153БС, Як-1Б, Як-7, Як-9, Як-3, ЛаГГ-3, МиГ-3, | Bf.109G, Fw.190 | Bf.109F, G |
*данные фугасно-трассирующей пули
ШВАК (крыльевая) | MG-FF (крыльевая) | MG-151/20 | Madsen | |
---|---|---|---|---|
Страна | СССР | Германия** | Германия | Дания |
Калибр, мм | 20 | 20 | 20 | 20 |
Вес пушки (без боекомплекта), кг | 40 | 28 | 42 | 55 |
Вес снаряда, г | 96* | 92 (115) | 92 (115) | 112 |
Вес заряда, г | 27.5* | н. д. | н. д. | н. д. |
Скорострельность, выстр./мин | 700-800 | 520 | 800-900 | 250-300 (135***) |
Начальная скорость снаряда, м/с | 815 | 600 | 780 | 890 |
Истребители | И-16, И-153П | Bf.109E | Bf.109F, G, Fw.190 | Fokker-D.XXI |
*данные осколочно-зажигательного снаряда
** MG-FF является производимой в Германии вариантом швейцарской пушки Oerlikon-FF.
***практическая скорострельность