— Мы должны вот-вот получить новую технику. Неужели воевать придется на „ишачках”? — в раздумье покачал головой наш комэск.
Признаться, нас всех это беспокоило. И-16 — хороший истребитель. Но его век прошёл. Он уже устарел. А тем более И-15 — „Чайка”… (скорее всего, имеется в виду И-153)
И-153 на одном из советских аэродромов
Осенью сорокового года группу летчиков направили на курсы по подготовке командиров звеньев. В их числе оказался и я. На курсах нас учили методике планирования, ведению теоретической подготовки, обучали технике пилотирования. В теоретических вопросах мы получили много полезного. С лётной же подготовкой дела обстояли хуже. Упражнения — полеты по кругу и в зону на простой пилотаж — выполняли на самолетах „Чайка”. По своим тактико-техническим данным они были хуже И-16. Летали без желания. Такая подготовка явно не соответствовала моим стремлениям пилотировать энергично, в каждом полете добиваться чего-то нового.
Начальник курсов был педантичен, требовал от нас спокойного, „правильного” пилотирования. Следил за строгим выполнением программ и инструкций, отдельные положения которых явно устарели. Он не считался с характером и подготовленностью курсантов, всех старался подогнать под мерку среднего летчика. Мой стиль полета его явно раздражал. Редкий лётный день обходился без внушения. Слетаешь в зону на пилотаж и слышишь:
— Покрышкин! Вы что, хотите сломать самолет или убиться?
— Товарищ начальник! Но ведь из техники надо выжимать все, на что она способна.
— Сколько раз я вам говорил: не устраивайте в зоне цирк. Неисправимый вы человек. Отстраняю вас на сегодня от полетов. Идите!
На стоянке самолетов товарищи по учебе встречали меня с усмешками.
— Ну что, Саша? Отлетался сегодня? Опять начальника курсов перепугал?
— Боится, что я развалю „Чайку”.
А мне и на самом деле хотелось отломать ей верхнее крыло и сделать из биплана моноплан. Может быть, быстрее будет летать. Боевой истребитель-биплан в сороковом году уже был редкостью.
<…>
— Ну, чему научились на курсах? — с улыбкой спрашивает Батя.
Гляжу в его добрые, все понимающие глаза и откровенно отвечаю:
— Методике научились, летать разучились. Да и на чем было учиться? „Чайка”, как старая лошадь, сколько ни понукай, быстрее не побежит. Лётчики между собой ее называют „аппарат тяжелее воздуха”…
Получилось так, что к июню 1941-го авиация приграничных округов состояла из приблизительно равного количества И-16 и И-153. Правда, соотношение между количеством самолетов было разным в различных округах. Например, в истребительной авиации ЛенВО насчитывалось 396 И-16 и 223 И-153. В результате воевать «ишакам» и «чайкам» пришлось вместе. Оба типа применялись равноценно, однако при использовании смешанной группы для штурмовки вражеских войск И-153 обычно отводилась роль штурмовика, в то время как И-16 служили бипланам прикрытием с воздуха. Если И-16 окончательно покинул истребительные полки в 1943 г., то с И-153 советские лётчики-истребители распрощались приблизительно на год раньше.
И-16 тип 5 | Поликарпов И-15 | Поликарпов И-15бис | Поликарпов И-153 | |
---|---|---|---|---|
Год начала выпуска | 1936 | 1935 | 1937 | 1938 |
Размах крыльев, м | 9.00 | 9.75 | 9.75 | 10.00 |
Длина, м | 5.99 | 6.10 | 6.10 | 6.18 |
Высота, м | 3.25 | 2.20 | 2.92 | 3.00 |
Площадь крыла, м2 | 14.54 | 21.9 | 21.9 | 22.1 |
Двигатель | М-25А | М-22 | М-25В | М-62 |
Мощность, л.с. | 730 | 480 | 750 | 800 |
Вес самолёта, кг | ||||
— пустого самолёта | 1119 | 1012 | 1106 | 1348 |
— взлётный | 1508 | 1415 | 1415 | 1859 |
Скорость, км/ч | ||||
— у земли | 390 | 350 | 320 | н. д. |
— на высоте | 445 | 285 | 379 | 424 |
Скороподъёмность, м/мин | 850 | 454 | 625 | 943 |
Практический потолок, м | 9100 | 7250 | 7519 | 11000 |
Дальность,км | 540 | 500 | 478 | 740 |
Время виража, с | 14-15 | 8 | 11-12 | 11-12 |
Вооружение | 2 7.62-мм пулемёта ШКАС в крыле | 2 синхронных 7.62-мм пулемёта ПВ-1 в фюзеляже | 4 синхронных 7.62-мм пулемёта ПВ-1 в фюзеляже | 4 синхронных 7.62-мм пулемёта ШКАС в фюзеляже |