pic_4

УТИ-4

История создания

Другое обозначение — И-16 тип 15. Двухместный учебно-тренировочный самолет без вооружения. Двигатель — М-25А или М-25В. Шасси убираемое. В серию запущен в 1937 году.

Ручное управление самолётом и мотором двойное. Подъемник шасси и механический указатель подъема шасси установлены в задней кабине. В связи с отсутствием вооружения на центроплане отсутствуют люки его обслуживания.

В ходе серийного изготовления УТИ-4 подвергался некоторым изменениям. Машины с М-25В имели патрубок маслорадиатора на лобовой части капота, шасси со шлицевой стойкой впоследствии заменены на шасси с двузвенником, костыль с резиновой амортизацией — на костыль с амортизацией масляно-пневматической.

Часть УТИ-4 оснащалась воздушным винтом АВ-1 с законтренным механизмом изменения шага. Начиная с машины №1521109, на УТИ-4 устанавливались небольшие центропланные бензобаки емкостью 35 л каждый. Часть УТИ-4 с января 1939 года была выпущена с оборудованием для ночных полетов и неубираемыми шасси.

 

pic_4

Существовал также боевой вариант УТИ-4, получивший название И-16 тип 15б. Он был разработан на заводе №428, эвакуированном в Баку. Учебная машина для этой цели была доработана следующим образом. В центроплане крыльев устанавливались два крупнокалиберных несинхронных пулемета Березина.

На консолях крыла устанавливались по три «флейты» для PC-82 (всего шесть) и бомбодержатели с И-153 для 50 кг бомб (по одному держателю на крыло). Для стрельбы и бомбометания в передней кабине устанавливался коллиматорный прицел ПБП-1А. Задняя кабина в случае боевого применения закрывалась дюралевым колпаком.

Боевой вариант УТИ-4 проходил испытания на аэродроме 480-го авиационного полка в местечке Кишлы и в 266-м авиационном полку в местечке Шехикай, в шестидесяти километрах от Баку.

29-1
Было признано, что тип 15б по мощности вооружения превосходит другие типы И-16, диапазон использования машины шире, и, главное, имеется возможность переоборудовать ранее построенные УТИ-4. Вся работа вместе с выводами была закончена в январе 1942 года.

Достоверно неизвестно, выпускались ли УТИ-4 в варианте тип 15б. «Скорее всего, нет» — такую обтекаемую формулировку можно найти в «Хрониках Родионова» и книге М. Маслова «Истребитель И-16».

Тем не менее, в статье «Боевой ишак сталинских соколов» и книге Маслова приводится камуфляжная схема УТИ-4, в подписи к которой указано, что это УТИ-4 2-го ГвИАП СФ, выпущенный заводом №458 в варианте тип 15б. В издании «Polikarpov Fighters In Action pt.2» можно найти фотографию того же самого самолёта с другой подписью:«Этот УТИ-4 был использован для тренировки слепых полётов в 1943 году.

Задняя кабина закрыта сдвижной фанерной крышкой». Автор склоняется ко второму варианту, тем более, что по фотографии (как и по схемам) наличие пулемётов БС в крыльях не подтверждается.

Камуфляжные схемы
УТИ-4. Чаньчуньская школа ВВС, 1938 год. УТИ-4. Чаньчуньская школа ВВС, 1938 год.
УТИ-4 училища Эль-Кармоли,1939 год. УТИ-4 училища Эль-Кармоли,1939 год.
УТИ-4, захваченный Германией, 1939 год УТИ-4, захваченный Германией, 1939 год.
УТИ-4, захваченный Германией, 1939 год УТИ-4, захваченный Германией, 1939 год.
УТИ-4 из состава Т-LLv 35 IlmavoimatУТИ-4 из состава Т-LLv 35 Ilmavoimat УТИ-4 из состава Т-LLv 35 Ilmavoimat. Автор второго рисунка — Сергей Ершов.
УТИ-4 2-го ГвИАП КБФ, 1942 год УТИ-4 2-го ГвИАП КБФ, 1942 год
УТИ-4 2-го ГвИАП КБФ с закрытой задней кабиной, 1942 год УТИ-4 2-го ГвИАП КБФ с закрытой задней кабиной, 1942 год
УТИ-4 инженерной школы польских ВВС в г. Замосць, 1945—1947        гг. УТИ-4 инженерной школы польских ВВС в г. Замосць, 1945—1947 гг.

* На профиле у самолёта козырёк от боевого И-16, но исходная фотография не позволят установить его вид. Скорее всего, он был таким же, как и на других УТИ-4.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>