И-16 тип 6

История создания

В настоящий момент между многими любителями военной истории идут споры о том, какой самолет следует называть И-16 тип 6, и вообще, существовала ли такая модификация в природе. В некоторых источниках говорится об усиленном вооружении из трёх ШКАСов, установленном на тип 6. Так, читаем у М. Маслова в книге «Истребитель И-16»:

«Стало ясно, что два пулемета ШКАС калибром 7,62 мм, несмотря на свою рекордную скорострельность, являются недостаточным вооружением истребителя. В Советский Союз ушел заказ на довооружение И-16. Доработка машины была проведена на заводе №21 бригадой инженеров под руководством конструктора Боровкова в течение одной ночи. Они установили третий синхронный ШКАС в нижней части фюзеляжа. Уже на следующий день самолет был испытан. Машина получила обозначение И-16 тип 6 и была изготовлена в количестве 30 экземпляров. Самолеты были срочно облетаны бригадой военных летчиков-испытателей и так же срочно отправлены в Испанию».

Цитата из статьи «Боевой ишак сталинских соколов»

И-16 тип 6

«Главным недостатком И-16 стало сравнительно слабое вооружение самолёта. Его основной противник, итальянский Фиат CR-32, имел гораздо более сильное вооружение, позволявшее пилотам республиканцев частично компенсировать более низкие лётные характеристики своего биплана. Двух 7,62-мм ШКАСов было явно недостаточно. Группа инженеров завода № 21 под руководством Боровкова всего за одну ночь изыскала возможность установки на И-16 третьего, синхронного, пулемета ШКАС в нижней части фюзеляжа. „Трёхпулемётных” И-16 изготовили незначительное количество. Даже если некоторые из них и попали в Испанию, на ход воздушных боев они не оказали никакого влияния».

В. Б. Шавров, однако, писал в своей книге «История конструкций самолётов в СССР до 1938 г.»:

«И-16, тип 6 — серийный, как и тип 5, но с двигателем М-25А в 730 л. с. и с двумя пулемётами.

А вот цитата из книги Ю. Гугли «Последние истребители Поликарпова»:

«В 1937 г. появился И-16 тип 6. Учитывая пожелания летчиков, конструкторы выполнили кабину открытой с козырьком, сохранившимся на всех последующих модификациях. Тип 6 оснастили двигателем М-25А (730 л.с), лётные данные и вооружение соответствовали типу 5.

Автор вслед за рядом источников склоняется к следующему выводу: И-16 тип 6 с трёхпулеметным вооружением советскими авиационными заводами не производился. В пользу этого говорит, в частности, сложность установки пулемета в нижней части фюзеляжа (это видно из проблем, связанных с установкой крупнокалиберного пулемёта БС на И-16 тип 29). Кроме того, ни одной фотографии И-16 тип 6, на которой можно увидеть третий ШКАС, пока не выявлено.

Как кажется автору, недоразумение могло возникнуть из-за неправильной трактовки вот этой фразы:

«В начале 1937 г. для повышения боевой эффективности И-16 в Испанию по личному указанию Я. И. Алксниса серийное КБ завода №21 под руководством А. А. Боровкова в спешном порядке, всего за неделю, разработало документацию по установке на И-16 тип 5 синхронного пулемёта в дополнение к двум крыльевым. Синхронизатор разработали конструкторы В. Н. Салищев, К. Н. Руднев, В. П. Котов, его стендовые испытания завершились к концу 1936 г. Поэтому на И-16 и некоторых других опытных машинах 1935-1936 гг. стрелковое вооружение из пулемётов ШКАС находилось только на крыльях (10667)».

И далее там же:

«В начале 1937 г. под руководством Н. Н. Поликарпова началось проектирование модификации И-16 с установкой сверху фюзеляжа двух синхронных пулемётов ШКАС».

Получается, что на самом деле на заводе №21 под руководством А. А. Боровкова производилась не собственно установка синхронного ШКАС, а разработка документации для проведения таковой. Разработанная документация позволила впоследствии спроектировать улучшенную версию И-16 с четырёхпулемётным вооружением. Как известно, новая машина получила название И-16 тип 10.

А вот что написано в «Хрониках Родионова» по поводу собственно И-16 тип 6:

«В начале февраля 1937 г. Герой Советского Союза С.А.Черных докладывал начальнику ВВС Алкснису, что некоторые летчики считали необходимым установить на И-16 неподвижный козырек, сделав, таким образом, кабину открытой (10667). Завод №21 охотно воспринял предложение об установке неподвижного козырька, так как это упрощало производство. Доработку выполнили на одном экземпляре И-16 тип 5. Летчики, облетавшие самолет, положи¬тельно встретили новшество, указав, что данный козырек для боевых условий лучше, чем фонарь. <…> Небольшая серия И-16 с неподвижным козырьком под обозначением „тип 6” проходила боевую проверку в Испании, и после положительных заключений неподвижный козырек внедрили на всех серийных модификациях И-16. Это, несомненно, являлось шагом назад в техническом развитии самолёта».

В связи с вышеизложенным автор принял решение называть «типом 6» И-16 с двухпулемётным вооружением, двигателем М-25А (750 л. с.) и неподвижным козырьком из нержавеющей стали (здесь определяющим моментом является наличие двигателя М-25А). На поздних модификациях оптический прицел ОП-1 («Альдис») был заменён на коллиматорный прицел ПАК-1 (копия французского прицела «Клэр»).

Камуфляжные схемы
И-16 тип 6 Фрэнка Тинкера И-16 тип 6 Фрэнка Тинкера
И-16 тип 6 из состава Ilmavoimat И-16 тип 6 из состава Ilmavoimat И-16 тип 6 из состава Ilmavoimat
И-16 тип 6 ВВС ЗапВО, 1941 год. Художник — О. Карташев. И-16 тип 6 ВВС ЛенВО, 1941 год. Художник — О. Карташев.
И-16 тип 6 из 46-го ИАП 14-й СмАД. И-16 тип 6 из 46-го ИАП 14-й СмАД.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>