И-16 тип 4

История создания

Изначально проект истребителя И-16 рассчитывался под новый двигатель М-25 (лицензионный Wright-Cyclone SGR 1820 F-3), выпуск которого осваивался в Советском Союзе. Однако на момент создания первого прототипа этих двигателей ещё не было в достаточном количестве. Поэтому Поликарпову было предложено установить на первую машину менее мощный М-22 (480 л. с.) 30 декабря 1933 года самолёт под названием ЦКБ-12 поднялся в воздух.

И-16 тип 4

Именно ЦКБ-12 послужил прототипом серийному И-16 М-22, выпуск которого был развёрнут на заводе №21. И-16 стал на заводе №21 четвертым типом выпускаемой продукции после И-5, ХАИ-1, И-14. Первые самолеты, оснащенные двигателями М-22, получили, таким образом, обозначение — тип 4. Эти машины выпускались заводом в течении всего 1935 года.

Производство И-16 тип 4 продолжалось до весны 1936 года. В общей сложности, вместе с выпущенными однотипными И-16 на московском авиазаводе, суммарное количество истребителей, оснащенных М-22, составило 400 экземпляров.

Истребители И-16 тип 4 в качестве учебных пособий лётных школ

Истребители И-16 тип 4 в качестве учебных пособий лётных школ

Описание

Основное отличие И-16 тип 4 — цилиндрический капот NACA. Понятие «цилиндрический» достаточно условно, ибо обрез задней кромки огибал контур фюзеляжа с постоянной выходной щелью, поэтому капот имел небольшую конусность. Характеристики И-16 тип 4 по сравнению с ЦКБ-12 несколько улучшились (скороподъёмность увеличилась с 531 м/мин до 806 м/мин, максимальная скорость — с 325 км/ч до 362 км/ч, повысилась и горизонтальная манёвренность).

Вооружение — два пулемёта ШКАС в крыле, боезапас — 900 патронов на ствол. В некоторых зарубежных источниках говорится о том, что на И-16 тип 4 устанавливались пулемёты ПВ-1, что, по-видимому, не соответствует действительности. Пулемёты ПВ-1 устанавливались только на прототип, ЦКБ-12.

Боевое применение

И-16 тип 4 не экспортировался и применялся только в советских истребительных соединениях; к концу 30-х этот вариант «ишака» находился в лётных школах, оставаясь там и после начала войны, в то время как И-16 других типов, включая тип 5, были частично переданы во фронтовые части.

Камуфляжные схемы
Третий выпущенный И-16 тип 4 фабрики №39 (серийный номер 391203). Третий выпущенный И-16 тип 4 фабрики №39 (серийный номер 391203). Художник — Сергей Ершов.
И-16 тип 4 И. Т. Ерёменко, командира 129-й АЭ 70-го отдельного истребительного отряда. Баку, 1936 год.И-16 тип 4 И. Т. Ерёменко, командира 129-й АЭ 70-го отдельного истребительного отряда. Баку, 1936 год. И-16 тип 4 И. Т. Ерёменко, командира 129-й АЭ 70-го отдельного истребительного отряда. Баку, 1936 год. Автор второго рисунка — Кристиан Рунарссон (Kristjan Runarsson).
И-16 тип 4 в камуфляже ВВС РККАИ-16 тип 4 в камуфляже ВВС РККАИ-16 тип 4 в камуфляже ВВС РККА И-16 тип 4 в камуфляже ВВС РККА. По наличию белой «пилотки» (окрашенной верхушке вертикального оперения) можно датировать схему окраски концом 30-х — началом 40-х годов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>