И-16 тип 27

История создания

Дальнейшая модификация типа 17 с заменой М-25В на М-62. Все конструктивные изменения коснулись винтомоторной установки подобно типу 18.

И-16 тип 27

Камуфляжные схемы
И-16 тип 27 неопознанного подразделения ВВС РККА, лето 1941 года. И-16 тип 27 неопознанного подразделения ВВС РККА, лето 1941 года. Художник — Don Greer.
И-16 тип 27 975-го ИАП, лето 1943 года. Самолёт оснащён ветровым козырьком от УТИ-4 И-16 тип 27 975-го ИАП, лето 1943 года. Самолёт оснащён ветровым козырьком от УТИ-4.

И-16 тип 24

История создания

Дальнейшая модификация типа 18, в соответствии с нормами прочности 1937 года.

Установлен ВИШ АВ-1 и новый кок-обтекатель. Мотор оборудован регулятором постоянства оборотов «Р-2», дающим возможность пилоту держать нужное число оборотов. Поставлена амортизационная стойка шасси с двузвенником, вместо ранее применявшегося шлицевого соединения. Одновременно увеличена эффективность амортизации, ход амортизатора увеличен до 96 мм по сравнению с 30-36 мм у предыдущего варианта. Костыль на типе 24 обрел небольшое колесо и масляно-пневматическую амортизацию. Введены посадочные щитки с механическим управлением. Рукоятка располагалась слева за сиденьем пилота. Установлен второй откидной борт кабины пилота с правой стороны. Хотя откидной борт на правой стороне официально вводился на типе 24, встречалось подобное усовершенствование и на других типах. Самолет оборудован системой ручного запуска от рукоятки стартера «РИ». Ручка в походном положении, хранящаяся в кабине пилота, при запуске вставлялась справа в специальное отверстие фюзеляжа. На правом борту фюзеляжа между шпангоутами №7 и №8 прорезан люк для рации.

И-16 тип 18

История создания

Модификация представляет тип 10 с новым мотором М-62. Переделки коснулись усиления мотора, установки протестированного бензобака, значительного изменения маслосистемы. Добавлен дополнительный маслобак 12 л (в связи с уменьшением емкости основного до 23 литров). Маслорадиатор увеличен до 8 дюймов, установка его несколько ниже, отчего капот в нижней части слегка «провис». Патрубок (заборник) маслорадиатора увеличен. Вверху появился патрубок скоростного напора карбюратора. Выколотка на кольце капота под тендер стягивающей ленты перенесена снизу набок, напротив выколоток под лыжи. Первая партия машин типа 18 была оборудована винтом фиксированного шага (ВФШ) — в этом случае кок винта ставился с типа 10. На машины, оборудованные винтом изменяемого шага (ВИШ), кок ставился новый, специально сделанный для этого винта. На последних машинах винт ставился АВ-1, кок при этом был уже новый, с типа 24.

И-16 тип 17

История создания

Явился разновидностью типа 10 с заменой крыльевых пулемётов ШКАС пушками ШВАК. Питание пушек осуществляется через рукава, проложенных за первой рамой фюзеляжа, и далее вдоль переднего лонжерона центроплана. В верхней части фюзеляжа расположен люк для укладки снарядной ленты, для этой же цели над люком сделан вырез в задней кромке верхней части капота. В связи с установкой пушек центроплан подвергся усилению, верхний оружейный люк удлинился с 650 мм до 744 мм. Начиная с типа 17, стали устанавливаться убираемые в полёте лыжи (в том числе и на типе 10). В связи с этим в нижней части капота, в месте сопряжения с крылом, появились выколотки для носков лыж. В связи с последним — исчезли нижние окна для патрубков 5 и 6 цилиндров.

И-16 тип 12

История создания

И-16 тип 12 (известный также как ЦКБ-12П и И-16П) — малочисленная пушечная модификация самолёта на базе тип 5. Проект был предложен в апреле 1936 года. Пушки ШВАК размещались в крыле в местах, где на И-16 тип 5 стоят пулемёты ШКАС. Последние были перемещены в отъёмную часть крыла. Патронная лента питания пулеметов проходила через всю длину отъемной консоли. Укладка патронной ленты осуществлялась через люк в верхней поверхности законцовки крыла.

Испытания новой версии истребителя проводились с июля по сентябрь 1936 года, в 1937 году модификация под обозначением тип 12 стала выпускаться серийно на заводе №21. В 1938 году серийное производство было остановлено, поскольку в это время пошёл в серию пушечный И-16 тип 17 с лучшими характеристиками.