Опытные модификации и проекты

Штурмовой вариант, разработанный конструктором Боровковым. Первый полет совершил 27-го декабря 1937 года, затем прошел заводские испытания.

Основная особенность машины — шестипулеметная батарея ШКАСов, управляемая в полете. Пулеметы размещались в центроплане, в районе сочленения с отъемной частью крыла, и могли поворачиваться вниз в вертикальной плоскости на угол 9°. Шасси при этом не убирались и были закапотированы в своеобразные обтекатели — «штаны». Эти обтекатели улучшили путевую устойчивость самолета, что явилось даже некоторой неожиданностью для летчиков и конструкторов. Так как неубираемое шасси освободило подфюзеляжное пространство, то там были размещены держатели для шести двадцатипятикилограмовых бомб. В серию машина не пошла.

Камуфляжные схемы
И-16 тип 9. Художник — Сергей Ершов.

И-16 тип 19

И-16 тип 19, март 1939 года

И-16 тип 19, март 1939 года

Развитие И-16 тип 10 с установкой пулемётов СН взамен крыльевых ШКАС с прежним боезапасом. Верхние (синхронные) пулеметы остались прежними. В начале 1939 года завод №21 изготовил три таких машины: №19211, №19213 и №19212. С 15 по 26 марта их испытания провел шеф-пилот заводской летно-испытательной станции полковник Томас Сузи. По результатам испытаний было предложено часть самолетов И-16 выпускать с этим вооружением, однако количество таких машин неизвестно. Под обозначением И-16 СН истребители поступили в войска.

И-16СО (синхронный, опытный)

Переделан из И-16 тип 10 (№1021332). С самолёта сняли крыльевые ШКАСы и установили два синхронных 12,7 мм пулемета Березина. В фюзеляже пулеметы размещались перед летчиком, несколько ниже продольной оси самолета. Для размещения боезапаса (440 патронов) и самих пулеметов пришлось заметно уменьшить фюзеляжный бензобак — часть топлива при этом перекочевала в крыльевые топливные баки. С 23 марта по 9 апреля 1939 года И-16СО проходил полигонные испытания.

И-16ПС (завод №156, февраль-март 1939 года)

И-16ПС (завод №156, февраль-март 1939 года)

И-16ПС (пушечный, синхронный)

Переделан из старого И-16 тип 5 (№521570). Вооружение состояло из двух авиационных пушек ШВАК. Пушки при этом устанавливались прямо через кабину летчика, для их обслуживания на борту прорезались небольшие люки. Боепитание осуществлялось из двух магазинов по 175 снарядов. Испытания проходили с 10-го февраля по 4-е апреля 1939 года.

Оба истребителя (И-16ПС и И-16СО) успешно прошли испытания, в ходе которых даже производился отстрел оружия с отключенным стабилизатором. Самолеты доказали способность летать с простреленными лопастями воздушных винтов. С другой стороны, испытания выявили недостатки, главным из которых стало попадание пороховых газов в кабину и в карбюратор двигателя. На самолете в пушечном исполнении этот дефект проявлялся более ярко, поэтому к серийному производству рекомендовали вариант с пулеметами Березина.

И-16 №1021582 с двигателем М-25В и турбокомпрессорами              ТК-1

И-16 №1021582 с двигателем М-25В и турбокомпрессорами ТК-1

И-16В (высотный)

Высотный истребитель с двигателем М-25А и двумя турбокомпрессорами ТК-1. Первые полеты были совершены во второй половине 1938 года. Следом были переоборудованы еще несколько самолетов с двигателями М-25В и М-62. Так как установка турбокомпрессоров оказалась весьма пожароопасным делом — выхлоп из ТК ложился прямо на фюзеляж — борта и центроплан всех этих машин стали обшивать стальным листом.

В течении 1939 года был проведен целый ряд успешных полетов. С двигателем М-25В (самолет №1021582) и двумя ТК-1 истребитель развивал максимальную скорость 494 км/час на высоте 8600 м, а с двигателем М-62 скорость на высоте 10000 метров достигала 520 км/ч. Это наибольшая скорость, когда-либо достигнутая на И-16.

В серию машина не пошла из-за недоведённости советских турбокомпрессоров.

Двухместные машины

УТ-2 №8211УТ-2 №8211

Учебно-тренировочный самолет с двигателем М-22, создан на заводе №21. Машина имела полностью закрытые общим фонарем кабины пилотов. Первый самолет облетан в мае 1935 года. Всего построено три машины.

УТИ-3

УТИ-3

УТИ-3 №11211

Учебно-тренировочный самолет, оснащенный экспериментальным двигателем М-58. Испытывался в 1935 году. Внешне самолёт выделяется изменённым капотом с отверстиями нестандартной формы и отличной от УТИ-4 формой козырьков. Летал на нём Чкалов. Ему самолет понравился, особенно после сравнения с УТ-2 №8211. Трудности освоения в производстве еще одного нового двигателя, несмотря на его достоинства, не дали хода УТИ-3.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>