Опытные модификации и проекты

Одноместные машины

И-16 М-58

Вариант И-16 (вероятно, сходный с типом 5) под двигатель М-58 уменьшенного по сравнению с М-25 диаметром. Проектная скорость 470 км/ч.

И-16 «Сталинское задание»

Облегчённый И-16 для пилотажной группы с двигателем «Райт-Циклон» F-3. В общем конструкция соответствовала третьей опытной машине. Пять самолетов изготовлено на авиазаводе №39 в марте 1935 года.

И-16 №4211

И-16 тип 4, использовавшийся в конце 1934 года для проведения испытаний нового механизма уборки шасси на авиационном заводе №21, город Горький (в настоящее время — Нижний Новгород). Впоследствии таким шасси стали оснащать все вновь выпускаемые И-16.

И-16 «Райт-Циклон» F-53

Испанская «полевая» модификация И-16 тип 10 с двигателем «Райт-Циклон» F-53. От типа 10 самолёт отличался, в первую очередь, большей высотностью. В испанских источниках его иногда называют «tipo 10 modificado» («модифицированный тип 10»).

ЦКБ-18

Развитие И-16 тип 4. Самолет имел увеличенный до 10 метров размах крыльев. В крыльях устанавливались 4 пулёмета ШКАС калибра 7,62 мм (в другом варианте 4 ПВ-1). Кабина пилота имела бронезащиту. Предусматривалась установка бомбового вооружения. В июле 1935 года ЦКБ-18 проходил испытания. Развитие этого направления однако было признано нецелесообразным ввиду недостаточной мощности двигателя.

И-19 (ЦКБ-25)

И-16 с французским двигателем Гном-Рон «Мистраль-Мажор» (мощность 850 л.с.). Проект был готов в апреле 1935 года, максимальная скорость на расчетной высоте 3000 м ожидалась 483 км/ч.

ЦКБ-29

Проект И-16 под двигатель «Райт-Циклон» F-54, закончен в июле 1935 года. Самолет имел новую конструкцию шасси, где основные стойки были выполнены в виде вилки. Уборка шасси была пневматической. Расчетная скорость этого варианта И-16 была 475 км/ч на высоте 5000 м. Развития проект не получил.

И-16 №123906

И-16 №123906

И-16 №123904 и №123906

Два И-16 тип 4 завода №39, переоборудованные к 2 февраля 1936 года для испытаний убираемых в полете лыж. Капот NACA в нижней части был обрезан. Конструкция показала себя жизнеспособной.

«Красный» И-16

Специальная облегчённая версия И-16 тип 5 для «красных пятерок». С самолёта снималось вооружение (не всегда) и даже часть оборудования и приборов. Время виража самолета — 12,3 с., вес 1490 кг. В конце 1937 г. работы по облегчению такого рода было решено прекратить. Однако некоторое количество пилотажных «красных» И-16 было выпущено заводом №21 и использовалось в воинских округах для демонстрационных полетов.

И-161

Разработка самолета велась на заводе №21. Основой послужил И-16 тип 4. Машина была вооружена четырьмя пулеметами ШКАС в крыльях, планировалась подвеска четырёх двадцатикилограммовых бомб. 22-26 июля 1935 г. образец проходил госиспытания в НИИ ВВС. Оба добавочных пулемета ШКАС после фигур высшего пилотажа не стреляли вообще, либо снижали темп с 1800 до 1200 выстр/мин. Управление ВВС настаивало на устранении этих недочетов и требовало повторно предъявить И-16 с новым вооружением на испытания в сентябре 1935 г., что завод № 21 так и не выполнил. Вариант стал основой для И-16 тип 12.

И-161

Другой проект с таким же обозначением.

Облегчённый истребитель типа И-16, планируемый для серийного выпуска в 1938 году. И-161 1937 года просчитывался и под двигатель М-88, однако далее расчетов работы не продвинулись.

И-163-1

И-163-1

И-163-1 — эталон 1937 года

Облегчённый, вес 1600 кг.

Это был первый самолет, оборудованный посадочными щитками, внешне походил на обычный тип 5. К отличиям следует добавить измененную конструкцию шасси, хвостового оперения и наличие мачтовой антенны. Начиная с апреля месяца, этот самолет за весь 1937 год сделал около тысячи полетов. Задачу свою выполнил, однако нововведения на серийном типе 5 применены не были. Посадочные щитки ввели на И-16 тип 10.

И-163-2

Самолёт со щитками увеличенной площади, шасси имели масляно-воздушную систему уборки. Не летал.

И-164-1 (первый с М-25В)

Назывался также И-16с или самолет-сопроводитель (так в документах). Оборудовался двумя дополнительными бензиновыми баками в крыльях. Первоначально был забракован по причине некачественного выполнения и долго переделывался. Заводские испытания проходил в феврале 1938 года. Летал лётчик-испытатель Сузи. При суммарной заправке топлива 500 кг была получена дальность полета 2000 км.

И-165 (И-16бис)

Этот самолет, как и предыдущий, имел крыльевые баки, новое облагороженное, так называемое «скоростное» крыло с жёсткой обшивкой, измененную форму фюзеляжа, измененное капотирование двигателя, масляно-воздушную стойку шасси. Было построено два экземпляра с двигателями М-62.

И-166

И-166

И-166 с М-25В

Облегченный, с полетным весом 1383 кг, делался по заданию ЦАГИ. Основное отличие — капот NACA с регулируемой задней щелью (при помощи «юбки»), с коллектором выхлопных газов, с лобовым кольцевым маслорадиатором. Летал Томас Сузи. И-166 явился прямым следствием требований гражданской войны в Испании.

И-16 тип 20

И-16 тип 20

Машина, доработанная на базе серийной №1021681 (И-16 тип 10, завод №21). Самолет был оснащен подвесными топливными баками из фибры (прессованного картона, пропитанного клеем). Испытания проводились в июне-июле 1939 года. Испытание фибровые бачки, каждый на 93 литра емкостью, выдержали. И-16 с этими баками мог пикировать с углом 60°, выполнять виражи до 80°. Максимальная скорость при этом снизилась на 21 км/ч, однако полетное время увеличилось на один час. Подвесные баки были пущены в серию.

И-16 тип 9 (№9211)

И-16 тип 9 (№9211)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>