Опытные модификации и проекты

Одноместные машины

И-16 М-58

Вариант И-16 (вероятно, сходный с типом 5) под двигатель М-58 уменьшенного по сравнению с М-25 диаметром. Проектная скорость 470 км/ч.

И-16 «Сталинское задание»

Облегчённый И-16 для пилотажной группы с двигателем «Райт-Циклон» F-3. В общем конструкция соответствовала третьей опытной машине. Пять самолетов изготовлено на авиазаводе №39 в марте 1935 года.

И-16 №4211

И-16 тип 4, использовавшийся в конце 1934 года для проведения испытаний нового механизма уборки шасси на авиационном заводе №21, город Горький (в настоящее время — Нижний Новгород). Впоследствии таким шасси стали оснащать все вновь выпускаемые И-16.

УТИ-4

История создания

Другое обозначение — И-16 тип 15. Двухместный учебно-тренировочный самолет без вооружения. Двигатель — М-25А или М-25В. Шасси убираемое. В серию запущен в 1937 году.

Ручное управление самолётом и мотором двойное. Подъемник шасси и механический указатель подъема шасси установлены в задней кабине. В связи с отсутствием вооружения на центроплане отсутствуют люки его обслуживания.

В ходе серийного изготовления УТИ-4 подвергался некоторым изменениям. Машины с М-25В имели патрубок маслорадиатора на лобовой части капота, шасси со шлицевой стойкой впоследствии заменены на шасси с двузвенником, костыль с резиновой амортизацией — на костыль с амортизацией масляно-пневматической.

Часть УТИ-4 оснащалась воздушным винтом АВ-1 с законтренным механизмом изменения шага. Начиная с машины №1521109, на УТИ-4 устанавливались небольшие центропланные бензобаки емкостью 35 л каждый. Часть УТИ-4 с января 1939 года была выпущена с оборудованием для ночных полетов и неубираемыми шасси.

УТИ-2

История создания

Другое обозначение — И-16 тип 14. Двухместный учебно-тренировочный самолет без вооружения. Оснащался мотором М-22. Шасси было неубираемым. Запущен в серийное производство летом 1935 года.

И-16 тип 29

История создания

По сравнению с типом 24 внесены следующие изменения. Установлен крупнокалиберный пулемёт БС (Березина синхронный) калибра 12,7 мм в нижней части фюзеляжа, в пространстве между нишами шасси, крыльевое вооружение отсутствует. Маслорадиатор перенесен в пространство между четвертым и пятым цилиндром мотора. Подводящий патрубок маслорадиатора перенесен соответственно в пространство между окнами этих цилиндров. Часть И-16 тип 29 не имела патрубка, подвод воздуха осуществлялся через прорезные жалюзи. В связи с переносом маслорадиатора снят ручной запуск мотора РИ. Высота шасси уменьшена на 32 мм. Ниши шасси раздвинулись — расстояние от вертикальной оси до оси колес в убранном положении увеличилось с 380 до 421 мм. Пространство между нишами шасси закрыто съемным обтекателем, отчего тип 29 слегка «пополнел» снизу. В связи с перечисленными переделками, изменилась обшивка центроплана. Радиофицированные самолеты имели мачтовую антенну, установленную на правой части капота. Воздушный винт уменьшен до диаметра 2,7 м

И-16 тип 28

История создания

Дальнейшая модификация типа 27 с М-63. Изменения общие, в соответствии с типом 24.

И-16 тип 28

Камуфляжные схемы
И-16 тип 28, захваченный немцами летом 1941 года. И-16 тип 28, захваченный немцами летом 1941 года.
И-16 тип 28, захваченный немцами. Район Одессы, июнь 1941 года. И-16 тип 28, захваченный немцами. Район Одессы, июнь 1941 года.
И-16 тип 28 №2821з95 Б. Ф. Сафонова. 72-й СмАП СФ, лето-осень 1941 года. И-16 тип 28 №2821з95 Б. Ф. Сафонова. 72-й СмАП СФ, лето-осень 1941 года.* Художник — В. Тимченко.
И-16 тип 28 72-го СмАП, лето-осень 1941 года. И-16 тип 28 72-го СмАП, лето-осень 1941 года. Художник — В. Тимченко.
И-16 тип 28 72-го СмАП, лето-осень 1941 года. Художник — В. Тимченко. И-16 тип 28 72-го СмАП, лето-осень 1941 года. Художник — В. Тимченко.
И-16 тип 28 командира 69-го ИАП майора Л. Л. Шестакова, будущего Героя Советского Союза. Одесса, август-сентябрь 1941 года. И-16 тип 28 командира 69-го ИАП майора Л. Л. Шестакова, будущего Героя Советского Союза. Одесса, август-сентябрь 1941 года.