Восстановленные истребители И-16

Оставшиеся пять истребителей были готовы к 1997 году. После сборки и облёта все И-16 были вновь разобраны и помещены в контейнеры. В таком виде они отправились в Новую Зеландию. В октябре 1997 года «ишаки» были вновь собраны и облётаны. Пять «ишаков» из шести получили новозеландскую регистрацию 9 октября 1997 года, а оставшийся самолёт (№39) — 25 марта 1998 года (он был собран последним).

К авиашоу «Warbirds Over Wanaka 2000» (21-23 апреля 2000 года) И-16 №9 перекрасили. Самолёт получил опознавательные знаки FARE (CM-193). Владельцы «ишаков» решили, что так он будет выглядеть привлекательнее. Судя, однако, по снимкам, датированным 2002 годом, где запечатлён И-16 №9 в исходной окраске, самолёт носил камуфляж FARE временно.

Насколько известно автору, три из шести И-16 имеют американскую регистрацию. Истребители №28 и №45 посещали США и участвовали в различных выставках и авиашоу. И-16 №28, экспонировавшийся в январе 2006 года в авиационном музее «Лоун Стар» (Lone Star) в Гальвестоне, был выкуплен американской организацией «Fighter Factory», подразделением Авиационного эксплуатационного института (Aviation Institute of Maintenance). Сейчас он базируется на аэродром организации в Саффолке, штат Вирджиния. И-16 №45 в 2001 году был передан спонсором в американскую некоммерческую организацию «Мемориальные воздушные силы» (Commemorative Air Force, сокращённо CAF; на момент 2001 года — Confederate Air Force). С 26 марта 2002 года он зарегистрирован в Американском музее авиационного наследия (Aviation Airpower Heritage Museum, сокращённо AAHM).

Истребитель CM-249 (№39) после прибытия в Испанию в 2006 году

Истребитель CM-249 (№39) после прибытия в Испанию в 2006 году

В апреле 2005 года испанская организация «Fundacion Infante de Orleans» при финансовой помощи городского совета г. Хетафе и ряда спонсоров выкупила новозеландский И-16 №39. Самолёт был перекрашен в цвета республиканских ВВС и получил опознавательные знаки машины командира 3-й эскадрильи FARE Хосе Марии Браво Фернандеса (CM-249). В сентябре этого же года истребитель был доставлен на аэродром Куатро Вьентос, причём на торжествах, проведённых в связи с этим событием, присутствовал сам республиканский ас Хосе Мария Браво. Лётчик также наблюдал за первым полётом И-16 №39 в небе над Испанией, который состоялся в апреле 2006 года. Пилотировал самолёт литовский лётчик Юргис Кайрис, специалист по высшему пилотажу. Первым испанским лётчиком, полетевшим на СМ-249, стал Карлос Валье.

В 2009 году «сменил гражданство» И-16 №9. 9 февраля самолёт был доставлен в Германию и получил немецкий регистрационный знак D-EPNR. Первый полёт состоялся 22 мая того же года. Новым владельцем истребителя стал Томас Юльх (Thomas Jülch). Сейчас самолёт базируется на городской аэропорт Маннхейма и входит в коллекцию организации «Flugwerk Mannheim e.V.»

Истребитель И-16 на авиационном празднике «Первый полёт»

Истребитель И-16 на авиационном празднике «Первый полёт». Аэродром Мочище, Новосибирская область, 31 июля 2011 года. Фото автора.

Один из И-16, с бортовым номером 34, во время эксплуатации за границей был разбит при посадке. Машина вернулась в мастерские ЗАО «Авиареставрация», так как её приобрел частный коллекционер из России.[8] После ремонта И-16 вместе с восстановленным «Авиареставрацией» истребителем МиГ-3 был показан на авиационном празднике в Мочище (Новосибирская область) 31 июля 2011 года. В дальнейшем оба истребителя приняли участие в авиасалоне МАКС-2011. Российский И-16 получил регистрационный номер RA-1561G. Какое-то время после ввода в строй истребитель нёс бортовой номер 65, однако на МАКС-2011 он опять предстал с номером 34 на борту.

Не вполне понятно, какие исходные номера имел изображённый на одной из доступных автору фотографий истребитель в цветах ВВС Гоминьдана. Фотографии машины в таком камуфляже автору больше не попадалось.

Отзывы об управлении «ишаком»

«..Дэйв Морс (Dave Morss), трёхкратный золотой призёр в спортивном классе в Рино и независимый тест-пилот, вынужден был сказать следующее про пилотирование И-16, на котором он совершит полёт на авиашоу «EAA Venture 2003» в Ошкоше: „Он очень вёрткий. Я думаю, что русские несли больше потерь во время обучения, чем во время боёв“..»

Серийные И-16 тип 18 с двигателем М-62 разгонялись до 461 км/ч на высоте 4400 м. И-16 тип 24 с двигателем М-63, имея на 52 кг больший взлётный вес, имел максимальную скорость в 462 км/ч на высоте 4700 м. Восстановленные же самолёты оснащались, как уже упоминалось выше, двигателем АШ-62ИР с меньшей, чем у М-62, мощностью и одноступенчатым нагнетателем (вместо двухступенчатого на М-62). В результате характеристики «новоделов» должны были упасть по сравнению с оригиналом. Как сообщают новозеландские источники, их «ишаки» разгоняются до 430 км/ч, «но ожидается, что этот показатель будет поднят до 460 км/ч, что являтся максимумом, разрешенным российскими нормами». АШ-62ИР развивает номинальную мощность на высоте 1700—1800 м, следовательно, высотные характеристики И-16 АШ-62ИР значительно отличаются в худшую сторону от И-16 М-62. Однако вот что любопытно: новозеландский лётчик Марк Ханна, летавший на восстановленных «ишаках» и «Харрикейнах» (двигатель, установленный на последних, на несколько лошадиных сил мощнее оригинального «Мерлина-ХХ»), в своей статье сообщил, что он предпочёл бы сражаться на И-16. Кроме того, он добавил, что «ишак» по своим характеристикам выглядит вполне сравнимым с первыми сериями «Мессершмиттов».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>