Восстановленные истребители И-16

В начале 90-х годов шесть истребителей И-16 было восстановлено для новозеландской компании «Элпайн Файтер Коллекшн» (Alpine Fighter Collection). Все работы производились на базе Новосибирского завода №153, самолёты были приведены к стандарту И-16 тип 24. На истребители был установлен двигатель АШ-62ИР — «гражданский» вариант М-62, производящийся до сих пор и устанавливающийся, в частности, на знаменитый «кукурузник» Ан-2.

№4

Серийный номер восстановленного самолёта — №2421039, новозеландский регистрационный номер — ZK-JIQ.

Самолёт найден в 1991 году в Карелии возле озера Яглярви. Истребитель был произведён на заводе №21 в г. Горьком.

№9, CM-193 (№2421319, ZK-JIN)

Останки самолёта были найдены в Карелии, 2 км на северо-запад от озера Коккоярви и 38 км юго-западнее г. Костомушка. Истребитель был произведён на заводе №21 в конце 1939-го — начале 1940-го. Самолёт разбился в 1941—1942 гг., летая в составе 155-го ИАП. По информации ресурса «Элпайн Файтер Коллекшн», «некоторые части, в том числе двигатель и вооружение, указывали на то, что это тип 18, в то время как шасси и откидной борт на правой стороне кабины говорит о том, что это тип 24». Как известно, обе модификации были вооружены четырьмя пулемётами ШКАС, а правый откидной борт мог устанавливаться и на тип 18. Новозеландский И-16 в цветах ГоминьданаВозможно, что Горьковский завод выпускал поздние тип 18 с модифицированным шасси от тип 24 (однако эта гипотеза остаётся исключительно на совести автора и нуждается в проверке). Окраска самолёта была стандартной: верх фюзеляжа тёмно-зелёный, а низ — голубой. На руле направления сохранился номер 9.

№28 (№2421028, ZK-JIR)

Останки самолёта найдены в Карелии недалеко от н. п. Нигизеро в 1991 году. Предположительно, истребитель летал в составе 155-го ИАП и был потерян в 1941—1942 гг. Место изготовления — завод №21.

№34 (№2421234, ZK-JIO)

Место аварии — Карелия, район н. п. Орзега. Самолёт был найден в 1988 году. Вероятно, он воевал в составе 197-го ИАП и был потерян в 1941 году. Тип не идентифицирован. И-16 был построен на заводе №21, предположительно в 1940 году.

№39 (№2421039, ZK-JJC)

Останки «ишака» были найдены в 1992 году в Карелии в районе озера Коккоярви. Самолёт предположительно принадлежал 155-му ИАП и был сбит между 1941 и 1943 гг. На месте аварии был найден двигатель М-62 №623358. Судя по сохранившейся маркировке на руле управления, самолёт был сделан на заводе №21 2 июля 1937 года. Таким образом, обнаруженный И-16 является типом 5 с двигателем М-62 (такие доработки в частях иногда производились).

№45 (№2421645, ZK-JIP)

Самолёт был произведён в 1939 году на заводе №21. Найден в 1991 году возле Осиновца (Ленинградская область).

Доставка фюзеляжа И-16 в Петрозаводск

Доставка фюзеляжа И-16 в Петрозаводск

Доставка фюзеляжа И-16 в Петрозаводск

Доставка фюзеляжа И-16 в Петрозаводск

Алексей Дмитрёнок, руководитель отряда «Авиа-поиск» участвовавший в транспортировке останков четырёх «ишаков», вспоминает:

«В конце лета 1992 года нас посетил „Большой” друг из Новой Зеландии и очень интересовался технологией изготовления клепаных крыльев самолета И-16.

Настала поздняя осень, выпал снег и тут приспичило вытаскивать аж целых четыре самолета, в течении каких-то десяти дней. Вот где пришлось „поразвлекаться”.

Первый почти целый И-16 я вытащил кавалерийским наскоком — высадил с Ми-8 шесть человек, в течении двух часов подготовил площадку в лесу, выкопал из под снега и выдолбил из земли вмороженный самолет, прицепил к нему фальшхвост, который рассчитывал и вычерчивал целую неделю, и — „дернул”, благодаря мастерству петрозаводского экипажа Ми-8, сначала до Сегежи.

А когда, после ночевки в гостинице и короткого совещания выяснилось, что лётные характеристики И-16 вполне соответствуют современным требованиям, командир Ми-8 любезно согласился продолжить полет И-16 до Петрозаводска. В результате И-16 пролетел по воздуху более 420 км.

И опять не обошлось без курьёза. При заходе на посадку в аэропорту Петрозаводска „Пески” диспетчер забил тревогу, когда увидел в сорока метрах под вертолетом, которому минутой ранее дал добро на посадку, так же заходящий на посадку самолет „Ан-2”.

Второй И-16 вывозили трелевочным трактором.

Третий — рубили просеку метров в четыреста, и грузили на армейский КамАЗ, у которого за семьдесят километров до этой просеки отвалилось заднее колесо и машина была вся скособоченная, но это не помешало нам преодолеть двести километров пути до Петрозаводска.

Четвёртый И-16 — выкупали за деньги у местного поисковика, а затем приделав лыжи к крылу волокли по лесу шестьсот метров до машины.

Упаковывал в фанерные ящики и отправлял я их в железнодорожном вагоне в Новосибирск с непосредственным участием Олега Жохова».

Истребители И-16 в полёте над Новой Зеландией

Истребители И-16 в полёте над Новой Зеландией

В августе 1995 года первый собранный самолёт начал совершать пробежки. Предполагаемые испытания в воздухе сначала не состоялись из-за высокой температуры масла. Российские лётчики долгое время не хотели рисковать, хотя новозеландцы убеждали их, что перегрев масла происходит из-за недостаточного охлаждения на низких скоростях и в полёте «всё образуется». Наконец, 9 сентября «ишак» поднялся в воздух. Температурный режим действительно оказался в пределах нормы. Вскоре истребитель прошёл заводские испытания для подтверждения проектных характеристик. По результатам испытаний были подготовлены сертификационные стандарты. Лётчик-испытатель нашёл «ишак» лёгким в управлении и достаточно устойчивым, что несколько противоречит историческим его описаниям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>