Отзывы об управлении И-16

Отзывы об управлении «ишаком»

Дейв Морс в кабине И-16

Дейв Морс в кабине И-16

Дэйв Морс (Dave Morss), трёхкратный золотой призёр в спортивном классе в Рино и независимый тест-пилот, вынужден был сказать следующее про пилотирование И-16, на котором он совершит полёт на авиашоу «EAA Venture 2003» в Ошкоше**: «Он очень вёрткий. Я думаю, что русские несли больше потерь во время обучения, чем во время боёв».

Русский фронтовой истребитель 30-х годов был топорно сделанным, но эффективным. Созданный для использования с больших сибирских полей, а не взлётно-посадочных полос, он взлетал и садился против ветра. «Если вы обратите внимание на геометрию шасси и маленькие узкие колеса, очевидно, что они были сделаны для грязи и почвы и не для ВПП; таким образом мы сейчас делаем нечто, для чего они никогда по-настоящему не предназначались», — объясняет Морс.

Изначально спроектированный с закрытой кабиной, И-16 вызвал нарекания лётчиков-испытателей, которым «фонарь» ограничивал подвижность. Пусть так, но открытая кабина — для полётов в Сибири?!

«Внутри весьма некомфортно. Я не могу поверить в то, что ребята из Сибири не хотели закрытую кабину», — говорит он.

После того как Морс совершил полёт на самолёте и обнаружил крайне ограниченную обзорность из кабины, отказ от сдвижного «фонаря» получил объяснение.

Одна из проблем — обзорность. Морс говорит: «Он очень „слепой“. Практически ничего не видно». Он узнал, что русские пилоты высовывались из кабины во время приземления, с закрытым «фонарём» это было бы невозможно. «В лётном руководстве даже сказано, что когда приземляешься, надо сделать круг перед тем, как начать выравнивание, нельзя садиться сразу по прямой. Кроме того, там предлагается открыть боковые створки кабины и выглянуть наружу, чтобы определить своё местоположение! Таким образом, когда пытаешься посадить самолёт на взлётно-посадочную полосу, это ещё больше обескураживает, потому что в этом случае твоя территория ограничена, есть чёткие края. Занятие весьма увлекательное».

Единственное изменение, внесённое в оригинальную конструкцию образца 1933 года — это установка радио. Во всём остальном самолёт точно такой же, каким он был, когда сошёл со сборочной линии в Горьком в 1939 году, включая аутентичные русские шкалы приборов и всё остальное. «Это настоящая машина времени», — говорит Морс. «Сев в эту штуку, ты попадаешь в прошлое. Потрясающе».

Это делает самолёт интересным не только для фанатичных поклонников боевых самолётов, но и для всех остальных. «Я думаю, все получат удовольствие, увидев этот самолёт. Его неказистый внешний вид имеет своеобразное очарование», — говорит Морс. Он никогда не видел его до тех пор, пока не побывал на авиашоу «Объединённых (теперь Мемориальных) военно-воздушных сил» в Мидланде, Техас, в 2001 году.

«Из-за вопросов матерально-технического снабжения его нельзя будет увидеть где-нибудь ещё, поскольку на нём не получится летать повсюду», — объясняет Морс. «Топлива хватает только на полчаса полёта, и нужно совершать посадку при встречном ветре — он не любит боковой ветер. Он не настолько практичен, чтобы когда-нибудь отправить его куда-либо ещё, и поэтому я очень рад, что мне разрешили привезти его в Ошкош. Это не тот самолёт, чтобы  совершать на нём турне по различным авиашоу».

Планируется транспортировать самолёт на трейлере. Крылья отстыковываются, — это занимает примерно полчаса, — а хвост остаётся с фюзеляжем. Потом его соберут в «Ангаре Кермита Уикса» (Kermit Weeks Hangar) в Ошкоше.

«Наверное, вам кажется, что предстоит слишком много хлопот всего лишь для того, чтобы совершить один или два полёта, но даже если ветер или погода вообще не позволят нам взлететь, я думаю, стоит хотя бы просто показать его людям, потому что это уникальный самолёт».

* «Ассоциация экспериментальных самолётов» (Experimental Aircraft Association)

** В авиашоу участвовал И-16 №45 из состава CAF

Из интервью с В. Е. Барсуком, директором СибНИА

Руководитель авиационного института и пилот. Энтузиаст отечественной авиации и профессионал высочайшего класса. Удивительный лётчик и, без преувеличения, человек-легенда уже при жизни. Это он поднимал в небо отреставрированные «И-16» и «И-15». Это он, Владимир Евгеньевич Барсук, вызывал восхищение гостей авиашоу МАКС 2007 «выделывая кренделя» на «МиГ-3». Сегодня Владимир Евгеньевич гость «Расправленных крыльев»…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>