Зарождение военной авиации русской армии

В российской Государственной Думе в апреле 1911 года был обсужден план создания отечественного военно-воздушного флота. Через год в мае 1912-го, Дума приняла Закон «Об отпуске средств на формирование авиационных отрядов и укомплектование их материальной частью». Были размещены заказы на производство военных самолетов. Вскоре было создано 8 авиационных отрядов при воздухоплавательных ротах.
Это было зарождение военной авиации русской армии. 12 августа 1912 года по военному ведомству России бы издан приказ № 397. На основании этого приказа вопросы воздухоплавания и авиации, были в ведении Главного инженерного управления, передавались в Главное управление Генерального штаба. В штате этого управления была образована воздухоплавательная часть — орган управления военной авиацией.
Наступил 1913-й год, который в истории древнего Серпухова, он останется особенно памятным. В пойме реки Нара, рядом с Владычным женским монастырем появился аэродром. Старинные постройки — соборный храм, крепостные стены с башнями, каменный жилой корпус — памятники прошлого. Воздухоплавательные аппараты и самолеты приметы нового времени. Его символами стали авиационные флаги.
В 1894 году был введен первый воздухоплавательный флаг России: в левом верхнем углу белого полотнища — гюйс, в правом нижнем — якорь с крыльями красного цвета. 3 июля 1911 года императором Николаем II был учрежден первый флаг отдела воздушного флота России: равнобедренный треугольник с российским триколором и синим вензелем абревиатурой ОВФ.

воздухоплавательный флаг России
В Серпухове обосновался центр обучения пилотов. На аэродроме размещался военный авиаотряд. На этой технической базе готовили военных летчиков, летчиков-наблюдателей. Однако летний аэродром не позволял в полном объеме выполнять учебные полеты. Было решено создать основной аэродром. В устье рек Нары и Протвы, в районе Занарского кладбища, было оборудовано новое летное поле. Здесь стал базироваться авиаотряд истребителей. Так Серпухов стал одним из центров воздухоплавания России. Его расположение рядом с Москвой было выбрано не случайно.
Руководство военного ведомства пришло к выводу, что скорейшее развитие воздушного флота обеспечит высокую боеготовность армии. Ведь приближалась Первая мировая война, и несомненная польза авиации в военном деле была отмечена в одном из отчетов военного ведомства:”…Приходится прийти к тому заключению, что авиация вышла уже вышла из области и является в настоящее время боевым средством, могущим в умелых руках оказать неоценимые услуги”. Поэтому расположение аэродромов к таким крупным центрам, как Москва или Петербург имела большое значение для оперативного решения различных задач.
Создание аэродрома в Серпухове стало одним из важных событий в авиационной жизни России, которых было немало в наступившем году. Одно из них — расширение сети аэродромов: их стало 12. Это была не только забота о дальнейшем развитии технического обеспечения.
С 1 января 1913 года вступил в силу Закон о суверенитете воздушного пространства Российской империи. Россия обозначила свою государственную границу в небе. Такой акт был продиктован прежде всего международной обстановкой. В Европе зрела война, и воздушное пространство России неоднократно нарушалось немецкими и австрийскими летательными аппаратами. Они вели разведку. Для перехвата нужны были самолеты, и аэродромы. Время показало, что принятые меры были своевременными.
Появление авиационного гарнизона изменило жизнь тихого старинного Серпухова. Когда погода была летная, город просыпался рано, с утра в небе начинали кружить самолеты, и горожане еще долго не могли привыкнуть к такому ритму. Конечно, интерес жителей к авиации был естественным. Ведь если что-то и слышали-знали о том, что в небе уже летают железные птицы, так это воспринималось как что-то невероятное происходящее в другом мире. Скажем, в большой Москве, но не в нашем захолустье. И вдруг — такой поворот в истории подмосковного городка.

zarozhВоенный аэродром в Серпухове - 1913
Жизнь авиаторов постоянно освещалась в местной городской газете «Набат». В заметках часто рассказывалось о работе летчиков. Они выполняли инструкторские полеты, облетывали новые самолеты перед сдачей в военное ведомство, выполняли стрельбы на полигоне. В выходные и праздничные дни проводились демонстрационные полеты.
Среди инструкторов особенно выделялся А. М. Габер-Влынский. его знали и как способного спортсмена, он увлекался велосипедными ГОНками. Но для тех, кто хотел летать, он был прежде всего летчиком, асом — летал на всех типах машин по-своему, имел свой летный почерк.
Обучались тогда военные летчики и летчики-наблюдатели на машинах иностранного типа. В небе с утра до вечера мелькали «фармины», «сопвичи», «ньюпоры», «блерио». Но в эти годы исследовательские работы, творческие поиски ученых, инженеров велись особенно интенсивно. Российские конструкторы и изобретатели разрабатывали свои летательные аппараты. В небе России стали появляться первые отечественные самолеты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>