Полеты мирные, учебные…

Пришло долгожданное мирное время, и с аэродромов Серпухова все боевые самолеты разлетелись по своим точкам. Но жизнь аэродромная не затихала. На стоянках каждый день шли занятия и тренировки. Кузница кадров продолжала работать. В годы войны, когда серпуховские аэродромы были фронтовыми, в гарнизоне не прекращалась подготовка авиаспециалистов. Серпуховская военная авиационная школа механиков готовила авиамехаников по эксплуатации самолетов и авиамотористов. На ее базе была потом размещена 2-я Московская военная авиационная школа механиков спецслужб: по приборам, электрооборудованию, кислородно-добывающим станциям. Школа готовила специалистов для всех типов самолетов фронтовой и дальней авиации. Начальник школы — инженер-полковник П. П. Бирюков. Под его руководством было подготовлено 7 тысяч авиаспециалистов.

Самолеты Як-18
После войны новая боевая техника требовала от кадров специальной подготовки. Поэтому в 1948 году школа была преобразована в Серпуховское военное авиационно-техническое училище спецслужб ВВС. Началась подготовка техников-механиков для авиационных подразделений, которые участвовали в испытаниях первых ракет и ракетных комплексов.
Новое училище не могло не заинтересовать курсантов аэроклуба, который начал работать с 1 апреля 1947 года. Начальником аэроклуба тогда был полковник Ковалев, начальником штаба — майор Абрамкин. Они стали налаживать учебный процесс в непростых условиях. В первые послевоенные годы не хватало сотрудников, не было учебных средств. Ведь имущество и авиатехника были переданы в начале войны частям Красной Армии.
В 1948 году началась реорганизация Осовиахима. Вначале были созданы 3 общества: ДОСАРМ, ДОСАВ, ДОСФЛОТ. Такое разделение просуществовало недолго: в 1951 году эти общества были объединены в одно — ДОСААФ СССР. Серпуховский аэроклуб вошел в новую организацию с прежней структурой, функциями и непосредственным подчинением Московскому областному комитету ДОСААФ.
В этом году аэроклубовцы-серпуховичи были свидетелями другого важного события в истории авиации. 28 октября 1948 года в летном гарнизоне была сформирована первая авиационная эскадрилья, оснащенная вертолетами. Этот день принято считать днем создания армейской авиации, которая ранее находилась в составе сухопутных войск, а теперь вошла в состав ВВС. Это положительно сказалось на взаимоотношениях аэроклуба с командованием ВВС по различным проблемам обучения пилотов — будущих военных летчиков. Ведь в начале 1950-х годов прозвучал призыв: «Молодежь — на реактивные самолеты!». Таково было веление времени. Опыт минувшей войны показал эффективность работы Осовиахима. Однако новая более сложная авиационная техника предъявляла высокие требования к подготовке кадров. Прежде всего:
— для Военно-воздушных сил и Воздушно-десантных войск. Ежегодно в аэроклубе обучалось 100-110 пилотов, 250-300 парашютистов.
В аэроклубе в те годы использовалось два вида самолетов. Курсанты обучались на Як-18. Спортсмены летали на чехословацком Z-320. Лучшим парашютом считался Т-4. Парк планеров состоял из КАИ-14, КАИ-19, А-15, «Янтарь», «Зефир», «Вега».
Одновременно с учебой курсантов в аэроклубе начали активно развиваться авиационные виды спорта: самолетный, планерный, парашютный, авиамодельный. Это разнообразие увлечений молодежи благотворно сказывалось на подготовке юношей и девушек, которых влекло небо. Серпуховичи становились мастерами спорта, рекордсменами страны и мира.
В эти годы обучением и воспитанием курсантов аэроклуба занимались опытные методисты, инструкторы и командиры-наставники: Н. С. Баранов, И. П. Демин, О. С. Елистратов, В. В. Кочергин, Д. А. Лемешко, Н. П. Николаев, А. И. Орлов, М. В. Першин, Н. И. Сумароков, Ф. В. Тарасов, И. Н. Сергеев, И. С. Сериков, Н. И. Соболев, Катровский В. М., Н. П. Чичерин, А. С. Чугункин, И. В. Шахов и многие другие. Они любили авиацию, гордились своей принадлежностью к этой работе, стремились обучать и воспитывать курсантов в духе преданности законам летного дела.

Самолет Як-18 в воздухе
Один из первых начальников аэроклуба послевоенного времени — подполковник Тарасов Федор Васильевич, серпухович, 1921 года рождения. Он окончил аэроклуб в 1941 году, летчик-инструктор, с 1947 года — заместитель начальника аэроклуба полетной подготовке, затем — начальник аэроклуба. Его большая заслуга — налаживание нормальной работы аэроклуба. Практически заново были восстановлены учебные классы, ангары, склады и другие подсобные помещения, воссоздана материально-техническая база, решены кадровые вопросы. В связи с переучиванием на новую технику обеспечение учебного процесса было постоянной заботой начальника аэроклуба.
Опытным наставником будущих летчиков был Веригин Михаил Васильевич. Он родился в 1919 году в деревне Щелкуновка Тульской области. Серпуховский аэроклуб окончил в 1938 году, в марте 1939 года был направлен в Качинскую военную авиационную школу пилотов. Служил на Дальнем Востоке. Участник Великой Отечественной войны. Имеет государственные награды. С 1955 по 1964 годы М. В. Веригин был командиром звена.
В клубе трудился высокопрофессиональный инженерно-технический состав: инженеры клуба, старшие техники отрядов и звеньев, младшие авиаспециалисты. Это прежде всего — С. П. Сапегин, Е. И. Татарников, В. В. Перервин, А. К. Макеев, В. А. Рожков, П. П. Журавлев, В. К. Авилов, А. Л. Николаев.
В послевоенное время с 1947-го по 1964-й год было подготовлено: 1870 летчиков, 10200 парашютистов (из них 4250 для ВДВ), 425 планеристов, около 2000 авиамоделистов.
В 1964 году авиационная система ДОСААФ была реорганизована. Привычные с довоенной поры аэроклубы меняли свое предназначение: образовывались авиационно-спортивные клубы (АСК). Перемены коснулись задач, решаемых клубом: самолетный спорт был исключен. Значительно, почти в два раза, сократился штатный состав работников клуба. Но клуб продолжал успешно работать. Само время появления новых крылатых машин, первых космических полетов вдохновляло и работников клуба, и курсантов, и спортсменов. «Крылатый» регион Серпухов продолжал набирать высоту.
В 1989 году Серпуховскому авиационно-спортивному клубу было присвоено имя Героя Советского Союза А. И. Орлова — воспитанника аэроклуба первого выпуска. После окончания Великой Отечественной войны он вернулся в родной город, работал командиром отряда, заместителем начальника аэроклуба. Герой-фронтовик, почетный житель города Серпухова, отдавал свои знания и мастерство, боевой опыт подготовке курсантов, обучал и воспитывал их на славных традициях воздушных бойцов, защитивших небо Родины в годы минувшей войны. Будущие военные летчики, авиаспециалисты, спортсмены, выбирая свой путь в авиации, всегда помнили уроки и наказы первого наставника, земляка-героя.
Нынешнее поколение рыцарей неба дорожит славной историей своего аэроклуба, его высоким именем. Курсанты гордятся боевыми подвигами и трудовыми свершениями серпуховичей, посвятивших жизнь службе и работе в авиации, в новое время новыми делами умножают славу своего клуба.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>