Парашюты и планеры Гроховского

Полеты планеров, как и самолетов, стали привычными для серпуховичей. Появление в небе новых машин уже перестало удивлять горожан. Однако 30 января 1930 года они были свидетелями старта необычного для того времени летательного аппарата — большого стратостата Эсовиахим-1. Состав экипажа: пилот П. Ф. Федосеенко, научный работник И. Д. Усыскин, инженер-конструктор А. Б. Васенко. Их предшественники — экипаж стратостата «СССР», — покоряя высоты стратосферы, достигли высоты 19000 метров. «Осовиахимовцы» поднялись на рекордную высоту — 22000 метров. Полет проходил успешно. Но при спуске землю аппарат потерпел аварию, стратонавты погибли, их похоронил у Кремлевской стены.
Серпуховичи тяжело пережили эту трагедию вместе со всей страной. Жители города, ставшего двадцать лет назад авиационным, понимали: покорение пятого океана — дело сложное, рискованное, опасное. К сожалению, так было всегда: от полета мифического Икара до первых взлетов первых самолетов.

Парашюты и планеры Гроховского
Авиационная жизнь в Серпухове не прекращалась ни на один день исключая нелетную погоду. Но едва всходило ясное солнышко, тих утро нарушали звуки моторов. И тогда летом 1935 года в небе Серпухове появлялся странный самолет. Когда он взлетал, его видели все, но через несколько минут машина исчезала. Это был «ПС-4» — «Прозрачный самолет». Его автор — начальник кафедры конструирования самолет Военно-воздушной академии Сергей Георгиевич Козлов. Ученый решил создать невидимый самолет. Машина покрывалась целлоном — одним из видов ацетилцеллюлозы. Экспериментальных полетов, испытаний поисков различных материалов было немало. Были найдены оригинальные технические решения. Однако прозрачный самолет в окончательном варианте не был создан. Идея конструктора опережала и состояние авиационно-материальной базы, и финансовые возможности обеспечен проекта. Но поиск «световой брони» — факт, свидетельствующий о том, что отечественная авиационная мысль всегда находилась на уровне мирового процесса. И в строительстве будущей авиации важные вехи были связаны с нашим «крылатым» регионом. Отсюда брали старт в небо таланты: известные военные летчики и летчики-испытатели, в науку конструкторы, изобретатели, инженеры.

Парашюты и планеры Гроховского
В 1925 году «Стрельбом» заканчивал Павел Игнатьевич Гроховский. Сюда он был направлен после учебы в Егорьевской, Качинской, Борисоглебской школах. Завершение традиционного курса подготовки вызвало у него страстный интерес к истории покорения человеком неба. Здесь, ему, ранее связанному с морским флотом, открывается факт: oписание и схема парашюта Леонардо да Винчи в 1475 году. Это стало для него открытием: техническое творчество безгранично, оно становится смыслом его жизни. После двух лет службы командир авиаэскадрильи, Гроховский переводится в НИИ ВВС на должность летчика-испытателя. Ему разрешают заниматься «разработками в интересах ВВС». Что же получилось практически?

Парашюты и планеры Гроховского
Изучив лично технику прыжка с парашютом и первые опыты десантирования, Гроховский создает различные подвесные кабины и контейнеры для парашютного десантирования грузов, техники и вооружения.
Была разработана подвесная кабина для самолета ТБ-1 для доставки 15 парашютистов и спасательная кабина для эвакуации восьми раненых… Начала все эти новинки испытывают в небе их создатели — сотрудники конструкторского бюро Гроховского с ним самим во главе. Предметом особой гордости конструктора становится хлопчатобумажный парашют — смена дорогостоящим иностранным материалам.

Парашюты и планеры Гроховского
Затем был создан тяжелый десантный планер, с которого бойцы прыгали на землю без парашютов, с высоты в несколько метров.

Очередная новинка — планер для десантников с пеналами в крыльях. В погожий день Гроховский на серпуховском аэродроме садится в планер, который с высоты четыре тысячи метров отцеплялся от самолета и планировал. На следующий день Нарком подписал директиву «О необходимости применения специальных людских и грузовых планеров в операциях РККА». Потом вышел другой приказ: 9 декабря 1931-го года Гроховский был назначен начальником и главным конструктором ОКБ в системе ВВС.
Его популярность в авиационных кругах становится огромной, авторитет — непререкаемым. Его источник технических идей не иссякает.
Истребитель-перехватчик, стартующий со специальных направляющих, выдвигаемых из кузова автомобиля!
Самолет со сбрасываемой (спасаемой) кабиной пилота!
Самолет Г-37 типа «летающее крыло», двухбалочный моноплан с отделяемой кабиной в крыле и шасси велосипедного типа!
Дрезины и 250-килограммовые управляемые авиабомбы с жидкостным ракетным двигателем, способные уничтожать бронепоезда и корабли!
Стратопланер («летающая планетка» с крылом большой стреловидности) с ракетными двигателями, запускаемый с аэростата и самостоятельно взлетающий на невиданную высоту — 50 километров!
Десантные короба под самолетами, которые вылетали для спасения челюскинцев с аварийной льдины в Арктике!
Этот перечень невозможно описывать без предельного восхищения. Творческий поиск Гроховского начался там, в Серпуховской школе. Именно там, на занятиях в учебных классах и во время ночных бдений в монастырских кельях, вынашивал Павел Гроховский свои замыслы, обсуждал их с инструкторами.
Серпуховское небо «помнит» полеты разных крылатых машин. Сегодня — это факты истории авиации. Вчера — это неординарные события из жизни авиационного гарнизона. Взлеты и посадки с аэродромов Серпухова — это повседневная жизнь города.

Парашюты и планеры Гроховского

«В 1928 году, — писал А. А. Левин в книге «Перебитые крылья», — М. Кольцов от газеты «Правда» присутствовал при подготовке к старту сложнейшего по тем временам авиаперелета Москва — Пекин на одном из первых самолетов отечественной конструкции. Для тех лет это было весьма ответственное мероприятие. Руководство подготовкой перелета и его стартом было возложено на А. Левина, а вылет был запланирован с аэродрома под Серпуховом.

Подготовительные работы шли круглые сутки, но время старта неоднократно задерживалось из-за многочисленных организационных и технических неувязок. Все нервничали. Когда, наконец, все утряслось, то собравшиеся на проводы узнали, что из-за неблагоприятной погоды на трассе, взлет вновь откладывается на 12 часов…»

Такие необычные, ответственные полеты шли непрерывно. Cepпуховское небо, в котором мужали крылья авиаторов, «рождало» истинных рыцарей неба: будущих воздушных бойцов, летчиков-испытателей, кoнструкторов, авиаспециалистов. В его облаках испытывали свои крылья первые новейшие самолеты. Летом 1940 года серпуховичи могли наблюдать за полетами опытных образцов военных самолетов, которым ближайшее время предстояло взлетать навстречу врагу.
Серпуховичи — истинные патриоты отечественной авиации. Они гордятся тем, что крылья Родины набирали силу и здесь, на берегу Нары, где на аэродромах совершали взлет и посадку машины всех марок. Поэтому они считают эти новые, интересные самолеты свои родными, серпуховскими.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>