От модели — к планеру, от планера — к самолету!

Когда маленький самолет, сделанный руками мальчишки, героя детского фильма, полетел, тот восторженно закричал: «Летят! Летят наши модели!» Маленький авиатор тогда не ведал, что прикоснулся к закону воздухоплавания: «В воздухе везде есть опора…» Повинуясь этому закону, и летают авиамодели. Они впервые поднялись в небо 2 января 1910 года. Это — день рождения авиамоделизма в России. В этот день состоялись первые соревнования летающих моделей, которые организовал Н. Е. Жуковский, отец русской авиации. Лучшая модель пролетела тогда 170 метров.
Воздухоплавательные кружки, в которых строились летающие модели, появились во многих городах царской России, но были малочисленными. Начало массовости положила Неделя Красного Воздушного флота: летом 1923 года появились первые авиамодельные кружки и состоялись первые соревнования. В августе 1926 года в Москве был поднят флаг первого чемпионата страны по летающим моделям.
«Все мы, начинавшие свой авиационный путь с постройки летающих моделей, тепло вспоминаем увлечение этим простейшим воздушным спортом. Это увлечение много дало нам. Да и сейчас, решая ту или иную задачу в большой авиации, мы иногда призываем на помощь — и с успехом — летающую модель», — вспоминал А. С. Яковлев: школьник-авиамоделист, планерист, конструктор спортивных самолетов, создатель знаменитых истребителей «ЯК».
«Я часто вспоминаю свое детское увлечение авиамоделизмом, — отмечал космонавт А. В. Филипченко, — и давно утвердился в мысли, что именно он дал мне первый толчок в большую авиацию».
Эта истина широко известна. Авиаконструкторы А. Н. Туполев, П. О. Сухой, С. П. Королев, космонавт Ю. А. Гагарин и многие другие известные летчики, конструкторы, космонавты свой путь в авиацию и космос начинали в авиамодельных кружках. С детства будущий генеральный конструктор М. П. Симонов увлекался созданием различных авиамоделей, и ему было 15 лет, когда он занял «солидную» и ответственную должность — заведующий авиамодельным кабинетом Дворца пионеров. Сегодня он имеет почетное звание «Человек-легенда авиакосмической промышленности» за создание лучшего в мире истребителя Су-27, на котором установлено более сорока мировых рекордов, и целого семейства других боевых самолетов.

Самолет Су-34
Вся история авиации — подтверждение известной формулы «От модели — к планеру, от планера — к самолету!» Авиамоделирование… В чем же его привлекательность? Почему оно стало одним из самых массовых видов технического творчества среди молодежи повсеместно: и в столице и в подмосковном районном центре? Уникальность этого явления, в том, что здесь удивительно гармонично сочетаются, как эмоциональное, романтическое, так и интеллектуальное, рациональное начала. С одной стороны — это небо, мечта, полет фантазии. С другой — это знания, точный технический расчет.
Авиационный моделизм — это первая ступень на пути к избранной профессии, увлекательное занятие, рождающее чувство окрыленное™, творческого поиска, интереса к тайнам полета. И когда модель станет летать, возникает неповторимое чувство радости, гордости, наслаждения творчеством. Каждый юный конструктор, кто хотя бы однажды воплотил в реальность собственный замысел, это яркое, незабываемое, завораживающее зрелище будет хранить в душе и памяти всю жизнь.
Авиамоделизм в Серпухове начался с кружка, который находился на первом этаже в доме №16 на 2-й Московской улице. Сюда, в здание с эмблемой «Осоавиахима», в дни занятий спешили мальчишки со всех окраин города. Здесь они делали первые шаги в загадочный мир: самолет, небо, полет. Здесь они своими руками делали первые летающие модели, которые «дали» потом многим юным авиамоделистам крылья для покорения воздушного океана.
С каждым годом желающих заниматься в авиамодельном кружке становилось все больше, в этом помещении становилось тесно. Тогда авиамоделистов перевели в Дом пионеров на площади имени В. И. Ленина. С 30-х годов параллельно работали также авиамодельные кружки на станции юных техников. Но их интересная, увлекательная деятельность прекратилась с началом Великой Отечественной войны. Однако стремление к авиации, к творчеству, к открытию загадок полета никогда не погаснет в душе школьника, познающего разнообразный мир жизни. Вскоре после того, как наладилась мирная жизнь, увлечение авиамодельным творчеством вновь возродилось. И может быть еще в большей степени, потому что наши летчики завоевали господство воздухе в боях с врагом. Сеть кружков авиамоделизма в районе значительно расширилась.
Наступили 50-е годы — расцвет авиамоделизма в СССР. В эти годы наибольших успехов достигли авиамоделисты под руководством Заслуженного тренера РСФСР Е. Н. Дилигентова. Сотни авиамоделистов получили путевку в небо из его легких рук и его соратников. Молодежь стала увлекаться также судомоделизмом.
Этот период отмечен многими оригинальными достижениями в авиамодельном творчестве. Были созданы современные призовые модели планеров, резиномоторных и таймерных моделей, копии самолетов, авиасани, моторные лодки. Так началась для Серпухова эпоха ракетомоделизма.
В те годы команда Серпухова неоднократно была призером и рекордсменом Московской области и всесоюзных соревнований, участником международных конкурсов. С 1965-го по 1969 годы было подготовлено 7 мастеров спорта СССР и много кандидатов в мастера.
Все успехи авиамоделистов в послевоенное время (пятидесятые-семидесятые годы прошлого столетия), и в наше время неразрывно связаны с именами тех, кто растил юных спортсменов. В историю клуба навсегда вписаны имена тех, кто первым «открывал» юным дорогу в небо, кто в разные годы руководил авиамодельными коллективами в городе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>