Летчик Радчук П. П. — бомбардировщик Ил-4

Герой Советского Союза Павел Петрович Радчук родился 3 августа 1909 года в городе Сычин на Западной Украине в семье крестьянина. После школы поступил в ФЗУ, а затем работал на мукомольном заводе. В 1929 году поступил в военную школу пилотов, а в 1931 году как отличник был направлен в летную школу, которая готовила летчиков-испытателей.
Начало Великой Отечественной войны Павел Радчук встретил командиром эскадрильи 8-го гвардейского авиационного полка 2-й гвардейской дивизии авиации дальнего действия.
Эта дивизия базировалась в Серпухове. Родной самолет — Ил-4, который с подвесными дополнительными баками мог совершать полеты до военно-промышленных объектов Германии. Отсюда совершали свои полеты экипажи эскадрильи подполковника П. П. Радчука. Маршруты дальние: бомбить приходилось объекты, расположенные в Кенигсберге, Штеттине, Данциге, Берлине. Как правило, такие полеты были ночными. Маршруты ближние: бомбить противника на его позициях на линии фронта и в тылу.
«На исходе января 1942 года мы перелетели в Серпухов, ставший почти на два года нашим главным местом базирования. На войне два года на одном месте? Нет, это не совсем так. Мы на короткое время покидали Серпухов, перелетая на самые разные аэродромы подскока, чтобы приблизиться к районам боевых действия и увеличить боевое напряжение. Другими словами, успеть в течение суток или только ночи совершить не один, а два, а то и три боевых вылета, базируясь, как и другие полки, вокруг Москвы. Мы могли, как никто другой, не теряя времени на смену аэродромов, действовать сегодня, скажем, под Ленинградом, завтра — в Крыму, на следующую ночь — в Восточной Пруссии. Бывало и так, когда хватало темного времени на первый удар — на северном фланге советско-германского фронта, под утро — на крайнем.
Аэродром наш был очень уютный и живописный. По зеленому лугу вдоль прямого пролегала взлетно-посадочная полоса. Вровень с нею, но подальше, кривыми врастяжку, где в капонирах, а где в открытую, раскинулись самолетные стоянки. (94) П полосы, поодаль — врытые в зеленую горушку КП и служебные землянки. А за ними, на возвышенности, виднелись крыши крупной деревни Липицы. Здесь в домах и избах наших техников. Летный же состав жил не близко — на дальнем краю Серпухова в совсем рядом со штабами, где еще сохранились довоенные постройки каких-то авиационных курсов.
Жизнь в Серпухове обрела почти размеренный ритм: к вечеру выезжаем на аэродром, утром возвращаемся в общежития. Туда и обратно нас доставляли, катя через весь город, старые трехтонки и скрипучие грузовички-полуторки.
С началом весенних разливов полк покидал обжитые места и подсаживался к «богатым», сидевшим на бетонных покрытиях, а случалось, и выживал кого-нибудь из тех, работать с грунта. Но наша приокская пойма после спада воды «приходила в себя» быстро, и уже к началу лета, когда она снова была готова держать на себе тяжелые самолеты, мы возвращались в свои «пенаты».
«Дальники» летали на Ил-4. Норма бомбовой загрузки — тонна. Летчики считали, что бомб мало. И, как говорится, от себя добавили полтонны. Проверили: можно брать больше. Потом увеличили загрузку до двух тонн. Машина вела себя нормально.

Ил-4
«Говорят, — вспоминал Герой Советского Союза В. В. Решетников, — будто первым поднял две с половиной тонны не то Борисов, не то Опалев — пилоты из братского полка. Были и другие претенденты на первенство. Но независимо от них, а раньше, не затевая шумихи, оторвал от земли те запредельные две с половиной тонны Пронин — превосходный мастер полетов из плеяды старшего поколения, человек приветливый и удивительно скромный, но с душой, переполненной энергией боевых дел. Его дебют в роли первого «тяжеловеса» не прошел незамеченным. В летной столовой во всю длинную стенку застыл крупнострочный плакат: «Гвардейская честь и боевая слава Пронину, первым поднявшему две с половиной тонны бомб». Плакат был с явно оттенком призывного характера. За последователями дело не стало: Шапошников, Черниченко, Радчук, Рогульский… Да, каждый из них стоял вровень с Прониным…
Взять больше бомб — значит нанести врагу более эффективный удар. Таким было стремление летчиков дальней авиации. Здесь не было победителей: каждый принимал решение с учетом состояния своей боевой машины. Но сама инициатива, несомненно, была похвальна. Боевое соперничество поддерживало наступательный порыв летчиков. На дальних и ближних маршрутах они стремились первыми нанести огневой удар, упредить воздушного противника в маневре и атаке и только победить. Но война есть война. Без потерь не бывает Однако «дальники» старались хотя бы на одном моторе дотянуть до своей точки, до «пенат»…
Наконец, линия фронта. Свои! Но не падать же от радости! Перебираем попутные аэродромы, на ближайшем и сядем. Высота держится. Мотор новых фокусов не выдает, тянет пока, как раненый солдат. Так стоит ли садиться на ближайшем? Может, пройти к следующим. Под утро сели дома, в Серпухове…»
«Дома, в Серпухове!..» Эта фраза часто звучала в разговорах лет-чиков-фронтовиков: и тех, кто постоянно находился на серпуховских аэродромах, и тех, кто совершал здесь посадку случайно. До конца войны многие летчики вспоминали и Серпухов, и Липицы. Отсюда 6 октября 1943 года уже Герой Советского Союза Павел Петрович Радчук отправился в очередной вылет, который стал последним. При возвращении с боевого задания самолет был подбит в районе села Иваньково Тульской области. Поняв, что «дома, в Серпухове» не будет, что до аэродрома не дотянуть, Радчук приказал экипажу покинуть самолет. Командир экипажа отвел падающую машину от населенных пунктов…
К маю 1943 года командир эскадрильи подполковник П. П. Радчук совершил 207 боевых вылетов на территорию Германии и Польши. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1943 года П. П. Радчуку было присвоено звание Героя Советского Союза. Он был награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, медалями.
Герой Советского Союза Павел Петрович Радчук похоронен на Соборной горе в Серпухове. Память об отважном летчике увековечена в названии улицы города.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>