Красный воздушный флот

В день 2-й годовщины Общества друзей воздушного флота президиум союза ОДВФ выступил с обращением «Ко всем трудящимся»:
«…Ныне нет республики, нет области, нет губернии, нет уезда и округа, где не было бы Общества друзей воздушного флота. На фабрике и в красной казарме, в школе и в деревне — по всему лицу нашего великого Союза раскинулась сеть 25 тысяч ячеек Общества друзей воздушного флота, объединяющих 2 миллиона человек.
Обществом собрано до 5 миллионов рублей и проведена большая работа по пропаганде авиации… Построены и сданы военным воздушным силам СССР воздушные отряды и эскадрильи: «Ультиматум», «Красный Балтиец», «Ленин» № 1, «Красная Москва» и «Ленин» № 2, — всего около 100 военных самолетов. Обществом приобретено также 25 гражданских агитационных самолетов, которые работают в разных местах СССР. Обществом устраиваются аэродромы и посадочные площадки, оказывается помощь авиашколам и заводам по постройке самолетов, и авиамоторов…

Ныне перед Обществом стоит задача дальнейшего продолжения и расширения своей деятельности, как в области распространения авиазнаний среди трудящихся, так и в деле помощи Красному воздушному флоту».

Красный воздушный флот
Полный текст обращения президиума союза ОДВФ был широко распространен среди молодежи Серпухова. Городское отделение Общества друзей воздушного флота было очень популярным. Здесь первые и познанию авиации совершались напрямую: есть свой аэродром, присутствует своя военная авиашкола. Летчики были друзьями тех юношей,которые сделали выбор: путь в жизни один — летать. Серпуховская воздушная гавань стала колыбелью многих поколений серпуховичей.

Мечта о небе зарождалась в душе юношей, когда они каждый день видели полеты крылатых машин. Курсанты летали на разных самолетах, это были старые «ньюпоры» и «фарманы» и новые «мартинсайды». Эти машины горожане всегда видели во время традиционных зрелищ, которые: проводились часто и назывались по-авиационному: «аэрогулянья».

В те годы, когда складывались традиции авиаторов, в «Вестнике Воздушного Флота» появилась заметка, опубликованная в 1920 году: «2-го августа в Ильин день, когда мифический пророк Илья в огненной колеснице был взят на небо, люди воздуха празднуют свой традиционный праздник…
Никаких мотивов религиозного свойства в почитании пророка среди тружеников Воздушного Флота, конечно, не было, и лишь вопрос подобия в способах сообщения побудил приурочить свой праздник этому дню».
Мотив был другого свойства: авиация входила в жизнь. Людей завораживало это чудо. Оно, это чудо, еще оставалось загадкой. И неудивительно, что многие зрители связывали с различными мифами и преданиями необычные воздушные зрелища в небе.
О таком празднике городская серпуховская газета «Набат» 3 1923 года писала:

«Воскресенье… На приокский луг потянулся пестрый человеческий поток. А на аэродроме, против ветра, выстроился ряд самолетов, вызывающих, опрятных и окруженных плотными группами любопытных. В открытое гнездо «Вуазена» влезает военком. Речь короткая. Пять минут. А теперь полеты! Истребитель взмывает к небу. За ним — другой, третий. Небо застонало. Головы толпы запрокинуты. А на горизонте со стороны Москвы рисуется пара самолетов-гостей. Незнакомцы совершенно не принужденно демонстрируют высший пилотаж. Наконец классическая посадка, и самолеты рулят на линию разбега. Платные полеты привлекают порядочную группу желающих. Кроме того, имеются счастливчики, выигравшие в лотерее билет на полет. «Илья Муромец» уже шевелит винтами. Из окошка кабины улыбаются и машут платные пассажиры. Все дальше и дальше уходит «Илья». Но быстрее всех и исправнее работает «Вуазен». На этом самолете катаются, как на извозчике. Толпа весело ржет, когда аппарат, вдруг, как бы снижаясь, с ревом проносится почти над головами и снова взмывает к небу… Гулянье удалось…»

Старожилы-серпуховичи долго помнили эти аэрогулянья. Особенно полеты большого самолета «Илья Муромец». После окончания Гражданской войны несколько таких кораблей стали обслуживать первую линию воздушного сообщения Москва — Харьков — Москва. Цель авиалинии: «перевозка срочной правительственной почты и лиц, командируемых по особо важным срочным делам». 1 мая 1921 года из Москвы и Харькова вылетели два «Муромца». Они встретились в Орле, обменялись грузами и пассажирами и вернулись обратно. Такая схема работы авиалинии объяснялась тем, что ресурс машин заканчивался. За годы участия в боевых действиях на войне двигатели очень износились, запчастей не хватало. Бывали и происшествия.
«Московские» корабли вылетали с Ходынского и Серпуховского аэродромов. Моторист В. Тарнолицкий вспоминал такой факт: «На пути из Серпухова в Тулу на самолете загорелся один из моторов. Бортмеханик Ф. Грошев, использовав кожаные куртки членов экипажа, погасил огонь, ползком по крылу добравшись до аварийного двигателя. Не садясь в Туле, А. Туманский, командир отряда, на трех моторах прилетел в Орел».
Эти самолеты были живучи, имели большой запас прочности. Почти два года летали они по маршруту первой авиалинии. Потом, в конце 1922 года, дивизион больших самолетов «Илья Муромец» был передан «Стрельбому». Однако из четырех машин был исправен лишь один, который регулярно поднимался в небо над Серпуховом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>