Истребители и штурмовики против бомбардировщиков

Герой Советского Союза Апексей Иванович Марков родился 2 февраля 1921 года в деревне Репниково Серпуховского (ныне Чеховского района) в семье рабочего. После средней школы учился в ФЗУ, затем работал токарем на заводе в Москве В 1940 году — курсант Качинской военной авиационной школы пилотов, после ее окончания — летчик-инструктор. С июля 1942 года — командир звена 32-го гвардейского авиационного полка 3-й истребительной авиационной дивизии 3-й воздушной армии.
Сталинград. 1942 год. 19 сентября четверка истребителей, в которую входил младший лейтенант Алексей Марков, вылетела на прикрытие своих войск. Это был пятый боевой вылет молодого летчика. В воздухе наша группа «яков» встретила две девятки «юнкерсов». Начался бой. Марков атаковал ведущего бомбардировщиков сбил его.
«Марков ушел вверх, — рассказывается в хронике «Сталинград. Воспоминания», — развернулся и вместе со своим товарищем А. А. Александровым атаковал еще один фашистский самолет. Тот завалился на крыло и пошел вниз. В этот момент стало видно, как головной бомбардировщик, сбитый Марковым, упал на землю недалеко от станции Котлубань и взорвался.

Самолет. Юнкерс-87
Летчики Н. Д. Корчаченко и П. И. Юшенков сбили еще один самолет который падал, распуская черный шлейф дыма. Строй бомбардировщиков рассыпался. Первая девятка, потеряв три самолета, повернула на запад, но вторая, построившись в круг, огнем пулеметов упорно отбивала атаки истребителей, надеясь, видимо, прорваться к цели. На этот раз надо бы менять тактику. Марков приказал атаковать гитлеровцев снизу, на параллельном курсе. Маневр удался: было сбито еще два бомбардировщика Остальные, не доходя до оборонительного рубежа наших войск, сбросили бомбы, развернулись и начали уходить. Для преследования их уже не оставалось ни боеприпасов, ни горючего. На следующий день рано утром перед первым вылетом командир полка зачитал летчикам телеграмму командующего 62-й армией генерал-лейтенанта В. И. Чуйкова: «Спасибо за пять сбитых фашистских самолетов. Ни одна бомба не упала на наши позиции».
Через день — снова вылет. Марков и его товарищи вшестером снова вели бой с 14 бомбардировщиками. Но на этот раз после их первой атаки к району боя подошли 12 истребителей Me-109.
«Николаев, за мной, атакуем левого «мессера»! — услышали летчики команду Маркова. — Остальным бить по бомбардировщикам».

Як-7
Силы были неравны, но мастерство и отвага советских истребителей победили. Ведущий решительно сблизился с крайним вражеским истребителем, тот взял чуть вверх, трасса его снарядов пронеслась где-то левее, и в этот момент Марков точно поразил его. Фашистский самолет клюнул носом, затем начал падать и, как передали потом наземные наблюдатели, врезался в землю в районе железнодорожного разъезда Копны. Но этот бой не обошелся без потерь. Обстреляв один из бомбардировщиков, сержант И. Николаев начал разворачиваться для повторной атаки. В этот момент его атаковали два «мессера». Их очереди, видимо, пронзили отважного летчика.
Марков увидел конец этого боя, когда вражеские истребители уже взмыли вверх. Он не стал их преследовать, а бросил машину на вражеский бомбардировщик, который ранее атаковал Николаев. Тот шел ровно, рассчитывая, видимо, на защиту своих истребителей. Две очереди Маркова прошили корпус машины. Из ее фюзеляжа потянулся дым, потом запрыгали огненные языки. Самолет резко пошел вниз и упал в районе железной дороги. Остальные уже не делали попыток пройти к линии фронта».
В сталинградском небе лейтенант Марков лично сбил три самолета — два Ю-87 и один Ме-109. Первые победы — первая награда. Летчик был награжден орденом Красного Знамени.
После разгрома крупной группировки фашистских войск западнее Сталинграда 32-й авиаполк был переброшен на Калининский фронт. Бои шли в районе Великих Лук. Здесь был окружен 10-тысячный гарнизон противника. Фашисты удерживали лишь городскую крепость. Для завершения разгрома противника в январе 1943 года задание получили два полка бомбардировщиков Пе-2, которых прикрывал весь 32-й полк истребителей.
Во время боев на Калининском и Северо-Западном фронтах Алексей Марков сбил четыре истребителя противника. Летом 1943 года в боях на северном фланге Курской дуги Алексей Марков увеличил свой счет еще — 4 самолета противника — три ФВ-190 и один Ю-88. Старший лейтенант Марков, мастер маневра и огня, был назначен командиром звена.а,а
Наступление наших войск постепенно нарастало. Война двигала на запад, откуда пришла. Враг отчаянно сопротивлялся. Старая Русса, Брянск, Витебск — бои на этих направлениях были ожесточенными, марта 1944 года станция наведения обнаружила большую смешанную группу самолетов противника в районе населенного пункта Высокая гора. Группа истребителей во главе с гвардии старшим лейтенанте Ю. Я. Келейниковым поднялась в воздух. В районе цели они обнаружили до 25 пикировщиков Ю-87 под прикрытием истребителей ФВ-190.
Набрав высоту, наши истребители атаковали внезапно со стороны солнца. В строю бомбардировщиков произошло замешательство «Юнкерсы» стали беспорядочно сбрасывать бомбы и уходить на свою территорию. Гвардейцы вновь атаковали. Гвардии лейтенанты А. И. Марков и П. И. Юшенков сбили по одному Ю-87. Келейников тем временем cо своей парой связал боем немецких истребителей. Итог боя: большая группа вражеских самолетов не смогла нанести прицельный бомбовый удар нашим войскам, уничтожены два немецких бомбардировщика.
23 июня 1944 года в Белоруссии началась операция «Багратион»
В те дни авиаторы выполняли разнообразные задания: прикрывал воздуха пехоту, сопровождали бомбардировщиков и штурмовиков, в разведку базирования немецкой авиации и наземного противника, летали на свободную охоту, вели воздушные бои.
Однажды четверка Ла-5, ведомая гвардии старшим лейтенантом Марковым, встретила у линии фронта 18 «фоккеров», которые шли на штурмовку наших войск. Сложная ситуация: численное превосходство на стороне противника. Как действовать? Марков принимает решение атаковать немедленно, внезапно. Имея преимущество в высоте, Ла-5 атаковали замыкающую группу «фоккеров». С первого захода два из них были сбиты. Остальные, бесприцельно сбросив бомбы, развернулись против нашей четверки. Однако она уже ушла по вертикали в готовясь к новой атаке, а к району боя подоспела еще одна группа наших истребителей. Противник уклонился от боя.
Гвардии старший лейтенант А. И. Марков к августу 1944 совершил 255 боевых вылета, участвовал в воздушных боях, сбил 16 вражеских самолета.
«Было это 1 августа 1944 года. Соединения 3-го механизированного корпуса, овладев городом Шяуляй, стремительно рвались на север к Рижскому заливу, для того чтобы отсечь в Прибалтике группу армий «Север». Вылетев для прикрытия передовых частей корпуса, звено Маркова над городом Елгава, где на земле шли упорные бои, были атакованы 12 истребителями ФВ-190. Марков, умело маневрируя, вывел свои самолеты из-под первой атаки врага, затем атаковал сам. Ему удалось сразу же сбить один «фоккер». Немецкие летчики, имея численное превосходство, не ожидали такой дерзости. Они начали перестраивать боевой порядок, чтобы прикрыть друг друга. В это время летчик Корчаченко сразил вражеский истребитель, а Марков сумел на параллельном курсе выпустить большую прицельную очередь еще по одному, который быстро пошел на снижение и упал на землю южнее Елгавы. Потеряв три самолета, немцы перестроились и на максимальной скорости стали уходить.
9 августа 1944 года Марков был представлен к званию Героя Советского Союза. В наградном листе говорилось: «За отличное выполнение боевых заданий на фронте, проявленные при этом отвагу и героизм, за 255 успешных боевых вылетов и 16 отлично сбитых самолетов противника гвардии старший лейтенант Марков достоин высшей правительственной награды».
Гвардии капитан Алексей Иванович Марков был на фронте до конца войны. Его боевой счет — совершил 290 боевых вылетов, сбил 23 самолета противника. 23 февраля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Он награжден орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны l-й степени, медалями.
После Победы командир эскадрильи майор А. И. Марков продолжил службу в ВВС. В 1946 году — заместитель командира 32-го гвардейского истребительного авиационного полка, в 1948 году — командир отдельной авиационной эскадрильи ВВС Московского военного округа. В 1955 году ушел в запас, работал в полярной авиации. С 1959 года жил и работал в Москве. Умер 1 апреля 1966 года.

Як-9

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>