Дальние бомбардировщики. ТБ-3

Герой Советского Союза Павел Петрович Глазков родился 28 декабря 1911 года в городе Волоколамске Московской области, в семье рабочего. В 1927 году после 7 классов работал на железнодорожной станции, электромехаником на заводе «Металлист», поступил в школу пилотов Осовиахима. В 1931 году был направлен на учебу в Тушинскую школу летчиков, в 1932 году стал курсантом Борисоглебской военной школы летчиков, затем — служба в частях ВВС.
Вспоминает однополчанин С. П. Чугуев:
«Я начал службу в Полтаве в ноябре 1936 года в должности штурмана корабля тяжелого бомбардировщика ТБ-3. В 1937 году в нашу эскадрилью прибыл Павел Петрович Глазков на должность командира корабля. С первых же полетов он показал высокий класс леткой подготовки. Это и неудивительно, ведь он до нашей части был шеф-пилотом командира бригады и имел возможность получить большую тренировку в полетах днем и ночью.

Дальние бомбардировщики. ТБ-3
В 1938 году я был назначен штурманом 2-го не отдельного отряда тяжелых бомбардировщиков, а П. П. Глазков — командиром 3-го не отдельного отряда нашей АЭ. Осенью 1938 года Глазков был назначен на выполнение правительственного задания с правом подбора экипажа по его усмотрению. Он выбрал меня, хотя до этого мы с ним не летали. Специальное полетное задание мы с ним выполняли в течение месяца в тяжелейших условиях. Задание выполнили с высшей оценкой и были представлены к правительственным наградам.
Прошел год, и Глазкову поручили перелет Полтава — Ростов: доставить командующего Армией особого назначения в Ростов. Полет должен был быть выполнен в любых метеоусловиях. Глазков опять потребовал к себе штурманом меня. Таким образом, еще до войны мы с ним начинали летать вместе, но только в особых условиях.
Войну я начал штурманом 2-й авиаэскадрильи. Глазков был заместителем командира 1-й эскадрильи, затем — командиром эскадрильи 750-го авиационного полка 17-й авиационной дивизии АДД …».
Дальние бомбардировщики с первых дней войны регулярно совершали свои рейды и на передовую линию фронта, и в глубокий тыл. Поэтому Глазкову довелось защищать Москву и Ленинград, Сталинград и Одессу.
Вспоминает однополчанин Г. Б. Удинцев:

Дальний бомбардировщик ТБ-3
«29 ноября 1941 года погода стояла нелетная. Полк, расположенный на полевом аэродроме Огарево близ Сасово, что в Рязанской области, о вылетах и не помышлял. Но тут из Ставки пришел приказ: найти добровольцев, готовых даже в таких условиях разбомбить Яхромский мост, чтобы остановить немецкие танки. Построили личный состав. Командир подполковник Бицкий вызвал добровольцев. Весь полк шагнул вперед. Бицкий отобрал несколько наиболее опытных экипажей — в их числе экипаж Глазкова-Чугуева. А метель — сплошь, облака практически по холмам стелятся. Вот и вышло, что в тот раз так и не смогли пробить облачность у Яхромы и на мост выйти. Ни с чем вернулись, отбомбившись по запасной цели.
Яхромский железнодорожный мост немцы захватили целым. Чуть дальше был мост шоссейный — тот нашим саперам удалось взорвать, а этот — не успели. На восточном берегу канала окопались пехотинцы, против танков у них гранаты да бутылки с жидкостью КС — вот и все. Основные-то силы в Дмитрове находились, где 1-я Ударная армия только формировалась. А тут немцы Яхромский мост оседлали и по нему гусеницами лязгают!
Но Ставка повторила приказ: уничтожить Яхромский мост любой ценой. Теперь Глазков с Чугуевым решили не пробивать облачность, а сразу держаться под нижней ее кромкой. Полетели. Видимости никакой. Прицельно зайти на мост невозможно — раз десять пытались. Что ж, тогда таран. Оставлять мост целым нельзя. Заходит Глазков снова — таран так таран. Но тут вдруг чудо: снежную завесу ветром чуть приоткрыло, Чугуев успел на мостовую аппарель навести машину и первые бомбы сбросить удачно. Еще заход — и смогли-таки по мостовому быку и по ферме серию положить. Завалилось все это вместе с немецкими танками. Ура! Ура! Повернули на аэродром. Сели. Мотористы машины осмотрели и диву дались: «У вас же капоты хвоей забиты! Вы что, по елкам лазили?»
Вспоминает однополчанин С. П. Чугуев:
«1942-й год, апрель. Едем на аэродром в Серпухов по железнодорожному мосту через Оку, который ремонтируют саперы. Останавливаемся, закуриваем с саперами. Разговорились с командиром группы саперов, спросили, не приходилось ли им восстанавливать железнодорожный мост через канал Москва-Волга у Яхромы. Оказывается, они только что оттуда приехали после восстановления того моста.
«Как он был поврежден?» — спрашиваем его. «Одиннадцать метров насыпи вместе с быком были вырваны взрывом бомб. Ферма моста обрушилась. Повозились с ним…».
В наградном листе от 7 февраля 1942 года на присвоение звания Героя Советского Союза записано: «За время войны П.П. Глазков произвел 52 боевых вылета, из них 41 вылет ночью. Летал громить глубокие вражеские тылы, нефтебазы Плоешти. Неоднократно участвовал в ожесточенных воздушных боях с вражескими истребителями и всегда выходил из них победителем. Однажды привел полуразрушенный, имеющий сотни пробоин, самолет на свой аэродром и отлично посадил его…»
29 марта 1942 года командиру эскадрильи майору Глазкову Павлу Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Яхрома… Плоешти… Кенигсберг.. Ближние и дальние маршруты боевых вылетов бомбардировщики прокладывали до конца войны. И, как говорится, на войне как на войне: бывало по-всякому. В ночь на 13 апреля 1943 года самолет Глазкова был подбит над Кенигсбергом. Экипаж покинул горящий неуправляемый самолет. До линии фронта 370 километров. Семь дней и ночей пробирались летчики по вражескому тылу и пришли в партизанскую бригаду. Отсюда самолетом были переброшены через линию фронта на свою территорию, добрались до своего полка. И снова в бой…
В мае 1943 года Герой Советского Союза полковник П. П. Глазков был назначен командиром 3-го гвардейского авиационного полка. Война продолжалась, — впереди были участие в операции «Багратион», бои за Кенигсберг и Берлин.

Дальний бомбардировщик ТБ-3 в воздухе

Ко Дню Победы на счету командира полка было 180 боевых вылетов. Он был награжден орденами Ленина, Суворова, Александра Невского, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями.
После войны П. П. Глазков окончил Курсы усовершенствования командного состава, Академию Генерального штаба, назначен на должность командира дивизии, затем был заместителем командира авиакорпуса, заместителем командующего стратегической и дальней авиации. В 1954 году П. П. Глазкову было присвоено звание генерал-майора авиации.
В 1961 году генерал-лейтенант П. П. Глазков ушел в запас, жил в Серпухове. Несмотря на высокое звание, пришел работать на родной завод «Металлист» электромехаником. Это многих удивляло, но на недоуменные вопросы он всем отвечал: «Я до авиации работягой был. Не стал больше нужен авиации — на прежнее место вернулся, вот и все…».
2 ноября 1977 года после продолжительной болезни Павел Петрович Глазков скончался. Проводить в последний путь боевогс товарища, генерала, рабочего пришли ветераны войны и труженики завода. Каждый день они вспоминают героя и патриота Родины, имя которого увековечено на заводской мемориальной доске.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>