Битва за остров Уэйк

После того, как налёт начался, майор Патнэм смог добежать до исправного «Уайлдкэта», но взлетать под носом у «Зеро», штурмующих аэродром, было бы чистым самоубийством. Сразу после прекращения атаки, примерно в 10.20 утра, Патнэм поднялся в воздух. Он попытался преследовать отходящие японские самолёты, чтобы установить местоположение авианосцев. Из-за нехватки топлива майор вынужден был вернуться на базу.

В 12.20 остров был атакован группой из 33 «Неллов» с Руа. «Неллы» подошли с востока двумя группами на высоте 18.000 фт, их целью опять стали батареи на о-ве Пил. Один бомбардировщик был подбит зенитками.

Решающим оказался следующий день, 22 декабря. В 8.00 39 самолетов с «Сорю» и «Хирю» (33 «Кейта» и 6 «Зеро») поднялись в воздух и взяли курс на Уэйк. В районе полудня вражеская группа достигла острова и была встречена лейтенантом Дэвидсоном, который находился к северу от Уэйка на высоте 12000 фт. Лейтенант немедленно сообщил о вторжении Фрюлеру, патрулировавшему южнее. Несмотря на численное превосходство японцев, лётчики морской пехоты приняли бой.

Истребитель Фрюлера после вынужденной посадки 22 декабря

Истребитель Фрюлера после вынужденной посадки 22 декабря.

Фрюлер атаковал группу из шести бомбардировщиков «Кейт» и с первого же захода повредил один. Вторым заходом он атаковал другой «Кейт» и поджёг его; через несколько мгновений японский самолёт взорвался в воздухе. Истребитель Фрюлера был сильно поврежден огнём бортовых стрелков, поэтому второй лейтенант развернулся в сторону острова, пытаясь дотянуть до своего аэродрома. К его хвосту пристроился «Зеро» с авианосца «Хирю». Огнём японского истребителя был повреждён фюзеляж, кислородные баллоны, сиденье и парашют. Фрюлер перевел свой самолет в крутое пике и оторвался от «Зеро». Американский лётчик смог достичь острова и совершить вынужденную посадку, но вылезти из самолета мешал заклинивший «фонарь». Подоспевший наземный состав извлек Фрюлера из кабины и отправил в госпиталь. «Уайлдкэт» ремонту не подлежал. Лейтенанту Дэвидсону повезло ещё меньше: он был сбит истребителями эскорта и погиб.

Таким образом, в результате схватки с «Зеро» американские морпехи потеряли одного лётчика и последние два истребителя. Японцы лишились двух самолётов: поврежденный Фрюлером «Кейт» на авианосец не вернулся. Всего погибло шесть японских летчиков (два экипажа «Кейтов»).

После того, как авиация Уэйка была выведена из игры, ничто более не могло помешать японцам высадить десант, что и было осуществлено 23 декабря. В 02.50 началась вражеская высадка на Уилксе. Персонал группы VMF-211, оставшись без самолётов, перешёл в распоряжение майора Деверо и продолжал воевать в качестве пехотного подразделения, окопавшись в районе своего аэродрома. Морские пехотинцы, в том числе лётчики и техники, яростно защищались, уничтожив большое количество японских солдат, однако защитников было слишком мало. Обещанная помощь так и не пришла. В воздухе господствовала японская авиация, поливая пулемётным огнём любую видимую цель. В 08.00 майор Деверо отдал приказ о капитуляции гарнизона. К полудню последнее сопротивление на острове было прекращено.

Некоторые выводы

Как видно из изложения событий, группа VMF-211 морской пехоты внесла ощутимый вклад в оборону острова Уэйк американской морской пехотой. Пик ее боевой эффективности пришёлся на 11 декабря, когда лётчики группы сумели потопить эсминец и повредить два лёгких крейсера противника. Заслуживает уважения отвага и самоотверженность техников, которые ценой больших усилий поддерживали немногие оставшиеся «Уайлдкэты» в боеготовом состоянии.

Между тем, бросаются в лицо некоторые упущения американцев. Прежде всего это слабая защищённость зенитными средствами аэродрома базирования: большую часть своих самолетов VMF-211 потеряла на земле, от налётов «Неллов». Возникали также трудности в своевременном перехвате японских бомбардировщиков. Причиной этому стала плохая оснащённость служб воздушного наблюдения (радар, многократно обещанный командованием, так на Уэйк и не попал), а также постоянное наличие облачности в районе Уэйка, которую умело использовали японские пилоты. Следует отметить, что даже при наличии «Уайлдкэтов» в воздухе G3M2, как правило, удачно бомбили свои цели. Непонятно также, почему 17-19 декабря авиация не участвовала в отражении налётов японцев.

Положение лётчиков морской пехоты, обороняющих остров, могло бы быть гораздо хуже, если бы «Неллы» и летающие лодки «Каваниси» во время налётов прикрывались истребителями. Однако ближайший аэродром японской морской авиации находился на Маршалловых островах, на удалении в 600 миль от Уэйка. Преодолеть такое расстояние было не под силу даже знаменитым «Зеро». Лишь во время второй попытки занять остров японцы использовали авианосцы, истребители которых в результате и уничтожили немногочисленную американскую авиацию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>