Битва за остров Уэйк

Во время своего третьего вылета «Уайлдкэты», управляемые майором Патнэмом, капитаном Фрюлером и сержантом Гамильтоном, атаковали «Конго-Мару». На транспорте была подожжена ёмкость с горючим. Погибло три японских моряка и девятнадцать было ранено, ещё два человека были записаны в «пропавшие без вести». Истребитель Фрюлера получил попадание в двигатель, однако лётчик благополучно приземлился на своем аэродроме. У F4F Гамильтона было продырявлено хвостовое оперение.

Всего лётчиками морской пехоты было выполнено десять вылетов против вражеских кораблей, израсходовано 20 бомб и около 20.000 12.7-мм патронов.

Японское соединение не смогло выполнить свою главную задачу, высадку десанта, при этом потеряв два эсминца и один эсминец-транспорт. Кадзиока отвёл свои корабли в район Кваджелейна для реорганизации соединения.

В 9.15 лейтенанты Кинни и Дэвидсон вылетели на патрулирование. Они встретили две группы бомбардировщиков G3M2 общим количеством в 17 самолётов . Американские лётчики разделились и атаковали каждый свою цель. Во взаимодействии с зенитчиками было сбито 2 «Нелл», ещё 11 бомбардировщиков оказались повреждены. Пятнадцать человек из экипажей бомбардировщиков были убиты, один — легко ранен. Патнэм засчитал лейтенантам один совместно сбитый бомбардировщик.

(Другой вариант описания событий. В 10.00 30 базовых бомбардировщиков 34-й воздушной группы подошли к острову с северо-востока на высоте 18.000 фт. Дэвидсон сбил два бомбардировщика, Кинни повредил один. Зенитная артиллерия сбила один и повредила два «Нелла»)

12 декабря, незадолго до рассвета, над Уэйком появилась летающая лодка Каваниси H6K. Она неприцельно сбросила бомбы и попыталась скрыться в облаках (по другим данным, самолётов было два). На перехват были подняты капитаны Фрюлер и Тарин, последний смог догнать и сбить японский самолёт (все члены экипажа погибли).

В этот же день, немного позднее, 26 «Неллов» бомбили Уэйк. Судя по всему, самолёты на перехват посланы не были. В любом случае, все сбитые в этот раз бомбардировщики были поражены зенитчиками. (Согласно другим источникам, налета не было вовсе!).

Повреждённые «Уайлдкэты» возле ВПП. На переднем плане — самолёт, выведенный из строя Элродом во        время вынужденной посадки 11 декабря.Снимок сделан после захвата        острова японцами.

Повреждённые «Уайлдкэты» возле ВПП. На переднем плане — самолёт, выведенный из строя Элродом во время вынужденной посадки 11 декабря.Снимок сделан после захвата острова японцами.

Ближе к концу дня на патрулирование были отправлено все три боеготовых на тот момент F4F (пилоты Кинни, Кливер и Гамильтон). Двигатель истребителя Кливера запустился не сразу, поэтому вт. лейтенант взлетел минут на пятнадцать позже своих товарищей. Около 16.00 Кливер, патрулируя на высоте 10000 фт, обнаружил субмарину в надводном положении. Снизившись и подойдя со стороны солнца, Кливер идентифицировал подлодку как японскую. Летчик обстрелял её из пулеметов на бреющем полете, а затем сбросил 100-фунтовые бомбы. «Уайлдкэт» Кливера летел так низко над водой, что осколками была продырявлена обшивка крыльев и хвостовое оперение. Точно в цель лётчику попасть не удалось, хотя одна бомба взорвалась не далее чем в пятнадцати футах от неё. Расстреляв в следующем заходе весь боезапас, Кливер увидел, что субмарина погружается. Майор Патнэм, совершивший вылет для установления результатов действий Кливера, обнаружил масляное пятно на воде в районе атаки.

13 декабря три оставшихся F4F-3, как всегда, занимались охраной воздушного пространства. Однако японских самолетов в небе не было. Как ни странно, причиной этому могла стать атака подлодки Кливером: как считали некоторые офицеры на Уэйке, японские субмарины осуществляли радионаводку бомбардировщиков. В этот день «Уайлдкэт» Элрода, пролежавший два дня на берегу, был установлен механиками возле взлётной полосы в качестве приманки для японских самолётов.

14 декабря в 4.37 остров подвергся беспокоящему налету японских летающих лодок Каваниси Н6К. Американским войскам не было нанесено серьезных повреждений, японцы тоже ушли без потерь. «Уайлдкэты» на перехват не вылетали.

В этот день только два F4F были боеготовыми. Третий нуждался в замене двигателя, выработавшего свой ресурс. Пока механики «скручивали» необходимые детали с двух не подлежащих ремонту истребителей, началась бомбежка: 30 «Неллов» группы «Читозе» совершили налёт на остров. Одна бомба попала в ангар и зажгла «Уайлдкэт» (по-видимому, один из неисправных). Лейтенант Кинни, сержант Гамильтон и техник Джеймс Хессон бросились к горящему истребителю и сняли с него двигатель. Работы были продолжены, и к наступлению сумерек исправный двигатель уже стоял на ремонтируемом самолете. При помощи гражданских помощников Кинни и его подчиненные подготовили третий «Уайлдкэт» к 03.30 15-го декабря.

В этот же день гражданские обитатели Уэйка решили посмотреть на взлёт вечернего патруля и загородили в нескольких местах ВПП. Капитан Фрюлер, начавший в этот момент разбег, вынужден был повернуть влево, чтобы никого не задавить. После этого манёвра Фрюлер чуть не врезался в кран и в итоге вылетел с полосы, разбив самолет. Пострадавший «Уайлдкэт» не смогли восстановить и использовали в качестве ложной мишени. Теперь у морских пехотинцев осталось всего два самолета в лётном состоянии. (По другим данным, Фрюлер повредил самолет 13-го.)

Между тем, беспокоящие налеты японской авиации продолжались. В 18.00 (17.30) 15 декабря японцы совершили налёт четырьмя летающими лодками. Они неудачно отбомбились по береговой батарее на атолле Пил и на бреющем полете обстреляли позиции американцев на других двух атоллах, убив одного гражданского. На следующий день, 16-го декабря, в 13.40 (13.25), 33 (23) «Нелла» совершили очередной рейд. «Мицубиси» подошли на высоте 18.000 фт с востока. В это время в воздухе находились Кинни и Кливер. Они заблаговременно предупредили по радио зенитчиков и передали высоту следования вражеской группы. В результате по данным американцев был сбит один самолет и повреждены четыре, однако японцы не признают никаких потерь или повреждений. Ни Кинни, ни Кливер не одержали побед (у первого во время боя стрелял только один из четырёх пулеметов). В 17.45 одна летающая лодка H8K незаметно подкралась к острову на малой высоте, грамотно используя облачность. Японцы, застав силы ПВО врасплох, сбросили бомбы на батарею Пила. Зенитные орудия огонь не открывали.

К 6.00 17 декабря технический персонал с гордостью отрапортовал о наличии четырёх боеготовых «Уайлдкэтов». Несмотря на увеличение боевой мощи группы, очередной налет (13.17, 27 «Неллов» с Руа, высота 19.000 фт) не был встречен истребителями. Бомбежке на этот раз подвергся Уилкс. Была сожжена цистерна с дизельным топливом и уничтожен ряд зданий командования морских пехотинцев. Зенитной артиллерией был сбит один бомбардировщик. В 17.50 был совершен налет силами восьми Каваниси Н6К, однако больших повреждений японцы не причинили. В этот день во время взлёта на патрулирование был серьёзно поврежден один из F4F. Он был признан неремонтопригодным и стал ещё одной ложной целью для японцев.

День 18 декабря прошел сравнительно спокойно, если не считать появления одиночного бомбардировщика с Руа. Он пролетел над островом на высоте 25.000 фт (7620 км), недосягаемый для истребительного патруля и тем более для артиллерии ПВО. По-видимому, это был разведывательный полет.

19 декабря защитники Уэйка встретили с одним боеготовым F4F и одним истребителем с неисправным двигателем. В 10.50 27 «Неллов» подошли с северо-запада на высоте 18.600 фт. Зенитчики записали на свой счет 4 сбитых. Серьёзного ущерба японцами нанесено не было, потерь в личном составе не зафиксировано.

20 декабря погода оказалась не слишком подходящей для активности японской авиации: сильный дождь, низкий облачный покров и плохая видимость. В этот день произошел первый со дня войны личный контакт между Уэйком и внешним миром: в 15.30, встреченная единственным боеготовым на тот момент «Уайлдкэтом» VMF-211, в лагуне приводнилась «Каталина» ВМФ США. Островное командование получило подробную информацию о намеченных планах помощи защитникам Уэйка. Помощь должна была прийти 24 декабря. На следующее утро (в 7.00) «Каталина» улетела, унося с собой отчет о ведении боевых действий на острове, в котором Каннингэм с похвалой отзывался об авиационной группе Патнэма и ее боевой активности. Этим самолётом был также отправлен майор Бэйлор (Baylor), вызванный на Мидуэй. Он стал последним человеком, благополучно покинувшим Уэйк.

Последние дни авиации Уэйка

Обозлённые первой неудачей, японцы отправили к Уэйку второй «флот вторжения». На этот раз он включал в себя авианосцы «Сорю» и «Хирю», несущие истребители A6M2 «Зеро» и бомбардировщики B5N2 «Кейт» . В 7.00 21 декабря с авианосцев взлетело 29 самолетов «Кейт», а в 9.00 (8.50) «Кейты», прикрываемые восемнадцатью «Зеро», появились над островом на высоте 200 м. Не обнаружив в воздухе американские истребители (морпехи опять «проспали» налет), А6М снизились до 50 м и стали обстреливать позиции американских войск. Мелкокалиберная зенитная артиллерия Уэйка вела огонь, но не поразила ни одного самолёта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>