Битва за остров Уэйк

Японцы, однако, не заставили себя ждать. В районе полудня над островом появилось 34 бомбардировщика G3M2 из группы «Читозе», взлетевшие с аэродрома на Маршалловых островах. Они скрытно подошли на высоте 13000 фт, укрывшись за грозовым фронтом, и, снизившись до 1500 фт, появились над южным берегом. Только теперь на Уэйке заметили приближение врага и подали сигнал воздушной тревоги. Через несколько мгновений японские бомбы полетели прямо в «Уайлдкэты» на стоянках.

Строй бомбардировщиков G3M1 и G3M2 (1942 год)

Строй бомбардировщиков G3M1 и G3M2 (1942 год)

Возле самолетов в тот момент находились второй лейтенант Роберт Кондерман (Robert Conderman) и первый лейтенант Джордж Грэйвс (George Graves). Они получали последние указания перед взлётом на сопровождение летающей лодки. Услышав воздушную тревогу, оба пилота побежали к своим истребителям. Грэйвс был разорван бомбой вместе со своим самолетом в тот момент, когда пытался залезть в кабину. Кондерман был ранен пулеметной очередью. Пока он лежал на земле, бомба угодила в его самолет, осыпав летчика обломками. Во время налета был убит второй лейтенант Холден и серьезно ранен второй лейтенант Уэбб. Майор Патнэм, капитан Фрэнк Тарин (Frank Tharin) и старший сержант Роберт Артур (Robert Arthur) получили легкие ранения, но остались на ногах. Семь из восьми «Уайлдкэтов» было взорвано или сожжено, а оставшийся (211-F-8) был серьезно повреждён.

Силы ПВО острова показали себя не с лучшей стороны. Истребительный патруль «проморгал» японцев. Кинни и Гамильтон заметили G3M2, однако не смогли осуществить перехват. Элрод и Дэвидсон, находившиеся севернее острова, вражеские самолеты не увидели. Зенитчики вели огонь, однако не смогли нанести большого ущерба японцам. Они повредили восемь G3M2, один человек из японского лётного персонала был убит. В то же время пять пилотов и десять техников VMF-211 были ранены, восемнадцать (по другим данным, девятнадцать) человек из состава группы погибло. Было убито больше половины наземного состава группы. Четыре человека из персонала группы, включая вт. л-та Кондермана, умерли от ран в госпитале.

Во время посадки на покрытую воронками ВПП капитан Элрод повредил пропеллер своего самолета под номером 211-F-9 (по другим данным, пропеллер этого самолёта был повреждён капитаном Фрэнком Тарином во время рулежки в этот же день [1], [7]). Таким образом, боеготовых «Уайлдкэтов» осталось всего три (самолеты с номерами от 211-F-10 до 211-F-12).

Удивительно, что летающая лодка, стоявшая в доке, почти не пострадала. Она получила 23 пробоины от пулемётного огня и была немного повреждена осколками. Два члена экипажа «Мартина» были ранены во время разрушения построек «Пан-Америкэн». В 13.30 лодка «Philippine Clipper» с пассажирами и сотрудниками компании «Пан-Америкэн» на борту покинула остров, направляясь на Мидуэй.

После налёта в районе взлётной полосы возобновилась лихорадочная деятельность. Под руководством майора Патнэма продолжилось рытье окопов и постройка убежищ для истребителей. Личному составу было роздано оружие, каски и противогазы. Возле командного пункта, расположенного недалеко от ВПП, и на обоих концах полосы были установлены зенитные пулемёты. Наземный персонал рассредоточил самолёты. Земля вокруг ВПП была разрыхлена с целью предотвращения возможной высадки японского десанта.

Для того чтобы компенсировать нехватку авиационных техников, в распоряжение Патнэма было откомандировано несколько морпехов. В частности, очень полезным для VMF-211 оказался 35-летний уроженец Пенсильвании, служивший в ВВС до перехода в морскую пехоту. После смерти Грейвса поддержка самолетов в исправном состоянии легла на вт. л-та Кинни.

9-го декабря небо над островом было безоблачным. Рано утром три «Уайлдкэта» взлетели на патрулирование, четвертый F4F, накануне потерявший винт, был готов к 9.00. Тестовый полет показал, что истребитель исправен. (По другим данным, к утру были боеготовыми самолеты 211-F-8, 211-F-10, 211-F-11 и 211-F-12, а «девятка» по-прежнему находилась в ремонте. Все четыре исправных «Уайлдкэта» взлетели в 5.45. [2]) В 11.45 на остров опять совершили налёт «Неллы» из авиационной группы Читозе (27 G3M2 на высоте около 13000 фт). Над целью бомбардировщики были атакованы лейтенантом Кливером (Kliewer) и сержантом Гамильтоном. Им удалось сбить замыкающий бомбардировщик, после чего лётчики прекратили атаку, чтобы не попасть под огонь своей зенитной артиллерии. Зенитчики засчитали себе один сбитый и четыре поврежденных G3M. Тем не менее, японцы удачно отбомбились по госпиталю и району взлётной полосы, нанеся американцам тяжёлые повреждения.

Позже, говоря об атаках японских базовых бомбардировщиков, майор Патнэм заметил, что они происходили по одному сценарию и практически в одно и то же время. Поэтому с 9 декабря и вплоть до разгрома авиации Уэйка «Неллам» всегда оказывался отпор. Так, 10 декабря американской авиацией было сбито два из двадцати шести G3M2, вторгшихся в воздушное пространство острова примерно в 10.45 утра (обе победы одержал капитан Элрод). Тем не менее, бомбардировкой был причинен серьёзный ущерб береговой батарее на атолле Уилкс. Таким образом, прицельное бомбометание «Неллов» сорвать в который раз не удалось.

Неудавшееся вторжение

В 03.00 11 декабря наблюдатели на острове заметили приближающиеся корабли. Это был японский флот вторжения, подходивший к Уэйку с юга. Конвой под командованием адмирала Садамити Кадзиока (Sadamichi Kajioka) был отправлен японцами с Маршалловых островов 8-го декабря. Соединение состояло из лёгких крейсеров «Тэнрю», «Тацута» и «Юбари», шести эсминцев, двух эсминцев-транспортов и двух транспортов. Командованием флота не было выделено ни одного авианосца для прикрытия конвоя, а истребители берегового базирования не могли долететь до района высадки из-за удалённости своих аэродромов. Отсутствие воздушной поддержки пагубно сказалось на дальнейшем ходе операции.

…После того, как корабли подошли ближе и были идентифицированы как японские, защитники Уэйка передали на Оаху сообщение о нападении. События начали развиваться стремительно.

В 4 часа утра Патнэм привел свои немногочисленные ВВС в боевую готовность. Вскоре после этого майор вместе с самыми опытными пилотами, капитанами Элродом, Тарином и Фрюлером (Freuler), вырулили на своих «Уайлдкэтах» на стартовую полосу. Каждый F4F нёс по две 100-фунтовые бомбы. В районе 5 часов утра корабли адмирала Кадзиока начали движение в направлении острова. В 5.15 три «Уайлдкэта» взлетели, через пять минут за ними последовал четвёртый. Они встретились на высоте 12000 фт. В 5.22 японский флот начал обстрел острова, пока не встречая противодействия; два переоборудованных под транспорт эсминца начали готовиться к высадке десанта. В 6.10, когда японцы подошли совсем близко, артиллерия острова открыла огонь.

Эсминец «Кисараги», потопленный Элродом

Эсминец «Кисараги», потопленный Элродом

Во время борьбы эсминцев с береговыми батареями американские истребители набрали высоту 20000 фт. и патрулировали на этой высоте до рассвета, пока летчики не убедились, что атака не поддерживается японскими авианосными или базовыми самолетами. После этого (приблизительно в 7 утра) «Уайлдкэты» спикировали на отходившие от острова эсминцы. Как минимум одна из бомб Элрода попала в «Кисараги», из которого повалил дым. Через некоторое время на «Кисараги» произошел взрыв: пожар, вызванный атакой Элрода, добрался до глубинных бомб, расположенных на палубе. Корабль затонул в 20 милях от берега, все 167 человек экипажа погибли. F4F-3 Элрода был поврежден зенитным огнем японцев (согласно разным источником, оказался пробит топливо- или маслопровод). Лётчик смог совершить вынужденную посадку на пляже, однако самолёт был списан. Позже за свою смелую атаку Элрод был награжден «Медалью Почета», высшей военной наградой США (он стал первым среди пилотов «Уайлдкэтов», получивших эту медаль).

Патнэм, Тарин и Фрюлер атаковали легкие крейсеры «Тенрю» и «Тацута». Оба корабля были повреждены; «Тенрю» получил попадание в носовую оконечность в районе торпедного аппарата №1, пять человек были ранены и три торпеды выведены из строя. После этого все три «Уайлдкэта» вернулись на базу на дозаправку и пополнение боезапаса.

Второй вылет, совершённый Кинни и Гамильтоном, ощутимых результатов не принёс.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>