Битва за остров Уэйк

Утром 4 декабря истребители взлетели с авианосца и следуя за лидером, гидросамолетом «Каталина» с Уэйка, направились к острову. Через два часа последний «Уайлдкэт» группы VMF-211 приземлился на аэродроме назначения.

Лётный состав VMF-211 на 4.12.1941
Имя Звание
Пол Патнэм майор
Генри Элрод капитан
Герберт Фрюлер капитан
Фрэнк Тарин капитан
Джордж Грэйвс первый лейтенант
Роберт Кондерман второй лейтенант
Карл Дэвидсон второй лейтенант
Фрэнк Холден второй лейтенант
Джон Кинни второй лейтенант
Дэвид Кливер второй лейтенант
Генри Уэбб второй лейтенант
Уильям Гамильтон инженер-сержант (technical sergeant)
Роберт Артур старший сержант

Условия службы летчиков были не слишком комфортными. К моменту прибытия VMF-211 взлётная полоса строящейся авиабазы была достаточно длинна, чтобы принимать и выпускать одномоторные истребители, но для многомоторных самолетов она оказалась бы слишком узкой. Твердого покрытия у большинства рулёжных дорожек еще не было, отсутствовало место для полноценного размещения и рассредоточения самолетов. На острове не был установлен радар; единственным средством заправки самолетов был ручной насос, присоединенный к 55-галлонным (207 литров) бакам с бензином. Негде было разместить техников, не было зданий для хранения запасных частей, да и самих запчастей было ограниченное количество.

Готовность летчиков к боям омрачалась тем фактом, что, несмотря на хорошую общую подготовку, они еще не успели привыкнуть к революционным после бипланов «Уайлдкэтам». Только три пилота были более или менее близко знакомы с F4F, причем никто из них не имел налёта более 30 часов на этом типе истребителя. Ни один из лётчиков группы ранее не практиковался в сбросе бомб и использовании стрелкового вооружения «Уайлдкэта». Кроме того, у самих истребителей не было бронезащиты и протектированных топливных баков, а бомбодержатели, на них установленные, не подходили к имеющимся в наличии бомбам.

Война началась…

К 8 декабря 1941 года гарнизон острова составляли 449 морских пехотинцев (включая состав авиагруппы) и около семи десятков невооруженных военных специалистов (в основном сотрудников базы авиации ВМФ). Кроме них, на Уэйке было около тысячи двухсот людей невоенных профессий.

В 6.50 утра связисты доложили майору Джеймсу Деверо (James Devereux), командиру батальона морской пехоты, о радиопередаче с аэродрома Хикэм: на бухту Пёрл-Харбор совершили налет японские пикирующие бомбардировщики. Гарнизону Уэйка была немедленно подана команда «В ружьё!». К 7.35 воинские части были приведены в боевую готовность. На собрании офицеров Деверо объявил, что японцы атаковали Оаху и Уэйк тоже может подвергнуться нападению в ближайшее время.

Martin M-130 «Philippine Clipper» совершает      взлёт, 1935 год.

Martin M-130 «Philippine Clipper» совершает взлёт, 1935 год.

Несколькими минутами ранее из лагуны о-ва Уэйк совершила взлёт пассажирская летающая лодка Martin M-130 Philippine Clipper компании «Пан-Америкэн», совершавшая полет на Гуам. Уинфилд Каннингэм (Winfield Cunningam), второй по рангу офицер на острове, связался с руководителем аэропорта компании и приказал ему задержать лодку. Командир экипажа Джон Гамильтон получил по радио кодовый сигнал о начале войны и повернул свой самолет обратно. Через некоторое время он приземлился.

Майор Патнэм вместе со вторым лейтенантом Генри Уэббом (Henry Webb) совершал патрульный полет над островом. Командир авиации Уэйка, таким образом, узнал об атаке Перл-Харбора после приземления. Он отдал приказ о приведении части в боевую готовность и рассредоточении самолетов. Две пары самолетов были отправлены на патрулирование воздушного пространства. Капитану Элроду (Elrod) и второму лейтенанту Дэвидсону (Davidson) было предписано охранять остров с северного направления, а второй лейтенант Кинни (Kinney) и сержант Гамильтон (Hamilton) должны были находиться на юге — юго-западе. Обоим группам рекомендовалось оставаться в пределах прямой видимости с острова.

Тем временем Каннингэм решил использовать летающую лодку с экипажем для разведывательного полета в южном направлении. «Мартин-130» был разгружен и дозаправлен. Планировалось, что лодка после проведения поиска полетит на Мидуэй. В качестве эскорта для безоружного самолета выделялось два «Уайлдкэта». Взлет должен был состояться в 13.00.

Возникла проблема защиты самолетов и личного состава от возможных налетов японских бомбардировщиков. Патнэм пытался ускорить возведение шести капониров возле ВПП, однако было очевидно, что до 14.00 ни один из них не будет готов. Таким образом, убежищ пока не было, поэтому майор решил повременить с рассредоточением самолетов: перемещение восьми F4F-3 по еще не готовым рулёжным дорожкам могло вызвать их поломку, что при отсутствии запчастей было почти равносильно потере самолетов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>