Моноплан Боинга и его наследники

«Кёртисс» против «Северского»

Как всё начиналось…

Seversky SEV-2XP

Seversky SEV-2XP

Итак, фирма «Боинг» не смогла закрепить успех и предложить армии подходящего преемника P-26. Поэтому в середине 30-х годов был объявлен конкурс на создание новой модели истребителя. В соревновании приняли участие фирмы «Консолидейтед», «Нортроп», «Северский» и «Кёртисс». Каждая из них представила свое видение истребителя армии США. Прототипы первых двух фирм, Northrop 3A и Consolidated PB-2A, оказались хуже, чем у конкурентов. Основная борьба за место в сердцах руководства USAAC шла между истребителями Seversky SEV-2XP и Curtiss H-75.

Seversky SEV-1XP

Seversky SEV-1XP

Самолёт Александра Северского впервые взлетел весной 1935 года. Это был двухместный истребитель с неубирающимися шасси и двигателем Curtiss-Wright Cyclone R 1820 F-3 мощностью 850 л. с. 27 мая первый полет совершил «Кёртисс», оснащенный 900-сильным Curtiss-Wright XR-1670-5. 18 июня SEV-2XP, по словам владельцев, «был поврежден при транспортировке», вследствие чего его отправили на завод для ремонта. Существует версия, что Северский этим ходом хотел выиграть время на создание более конкурентоспособной машины. Так или иначе, 15 августа 1935 года перед изумленными взорами конкурентов предстал одноместный Seversky SEV-1XP с убирающимся (вплоть до хвостового колеса) шасси, закрытой кабиной со сдвижным фонарем и новым «воздушником» Curtiss-Wright Cyclone R-1820 G-4 (по другим данным, G-5) мощностью 850 л. с. Однако фирме «Кёртисс» повезло: из-за аварии истребителя компании «Нортроп» испытания отложили до апреля 1936 года. За это время «Кёртиссом» был подготовлен более конкурентоспособный образец истребителя, «Модель 75Б», с двигателем Curtiss-Wright Cyclone R-1820 G-5 и улучшенной кабиной с дугообразным вырезом на гаргроте. Кроме того, в конкурс включилась компания Vought (с перекупленным у «Нортроп» проектом), а «Консолидейтед» приготовила одноместную версию своего истребителя.

После испытаний SEV-1XP стало ясно, что имеющейся мощности двигателя для самолета недостаточно. Установка двухрядного Pratt&Whitney R-1830-9 Twin Wasp (с ним самолет, получивший вдобавок новое вертикальное оперение, был назван SEV-7) делу не помогла: характеристики стали еще хуже. Следующей модификацией стала модель AP-1. Она отличалась двигателем Pratt&Whitney R-1830В Twin Wasp мощностью 950 л. с., новым капотом NACA, измененной кабиной и схемой уборки шасси.

Seversky P-35

Seversky P-35

В ходе состоявшихся-таки в апреле 1936 года испытаний самолет AP-1 победил «Модель 75Б» (он набрал 812 очков против 720 очков у истребителя фирмы «Кёртисс»). Компания «Seversky Aircraft» получила контракт на 77 машин. Первый серийный самолет (армейское обозначение P-35) был поставлен в июле 1937 года, а остальные 76 — в течение 1938 года. P-35 был оснащен 850-сильным двигателем Pratt&Whitney R-1830-9, вооружение состояло из двух синхронизированных пулемётов калибров 0.30 и 0.50.

Несмотря на проигрыш образца «Кёртисс», правительство заказало у фирмы три самолёта под обозначением Y1P-36 с двигателем Pratt&Whitney R-1830 и винтом изменяемого шага «Гамильтон» с гидроприводом. Весной 1937 года заказ был выполнен и самолёты попали в руки лётчиков-испытателей, которые пришли от них в полный восторг. 7 июля 1937 года, после получения результатов испытаний самолёта, руководством USAAC был сделан заказ на 210 экземпляров серийной модели (P-36A): больший, чем предполагалось приобрести у номинально выигравшей компании «Северский». Возможно, сказалась на 10% большая цена P-35.

…И как закончилось

Curtiss P-36

Curtiss P-36

Итог широко известен: P-36 продолжал строиться серийно и «обрастал» многочисленными модификациями. Всего было выпущено 1095 самолетов. Помимо пребывания в ВВС США, «Хок-75» носил опознавательные знаки Франции, Финляндии, Голландии и Великобритании. Впоследствии, после установки в фюзеляж самолета рядного двигателя «Эллисон» (Allison), конструкторы фирмы «Кёртисс» получили новый самолет, Curtiss P-40, который, несмотря на свои средние характеристики, производился до конца 1944 года. Всего было выпущено 16802 истребителя P-40 (для сравнения: объём выпуска Як-9, самого массового истребителя ВВС РККА, составил 16769 шт.)

Финские «Хоки» во время Великой Отечественной войны неоднократно вступали в схватки с И-16.

Seversky P-35A

Seversky P-35A

Судьба истребителя Северского оказалось менее завидной. Всего было произведено 76 самолетов P-35 и 120 самолетов для Швеции, отличавшихся более мощным двигателем и усиленным вооружением. 60 истребителей из этого заказа были произведены после введения эмбарго и в Швецию не попали. Они поступили в ВВС США под обозначением P-35A.

На основе P-35 в Италии был создан истребитель Reggiane Re.2000, который впоследствии воевал в составе ВВС стран Оси и попортил немало крови союзникам (об использовании Re.2000 на Восточном фронте в составе ВВС.

Consolidated PB-2A

Consolidated PB-2A

Двухместные истребители Consolidated PB-2A (первоначальное название P-30A) с рядными двигателями пошли в серию и были произведены в количестве 50 экземпляров. Первый серийный образец взлетел 17 декабря 1935 года. К июлю 1936 года производство было завершено. Самолеты поступили в 1-ю PG. В 1937 году группу перевооружили истребителями P-35, после чего изделия «Консолидейтед» были отправлены в 8-ю PG. Там они эксплуатировались до весны 1939 года, пока не были заменены «Хоками-75». Оставшиеся PB-2A летали примерно до 1941 года, после чего большинство из них было списано. Одноместный PB-2A, приготовленный в 1936 году в единичном экземпляре специально для конкурса, практически не отличался от двухместного варианта и оказался слишком тяжелым. Кроме того, в процессе испытаний самолёт потерпел аварию, что поставило крест на его дальнейшей судьбе.

Vought V-141

Vought V-141

Истребитель V-141 компании «Воут», представлявший собой «Нортроп-3А» в практически неизменном виде, не заинтересовал ВВС США: лётные характеристики самолета посчитали недостаточными. После переделки хвостового оперения и установки более мощного двигателя истребитель был переименован в Vought V-143 и предлагался на экспорт, но из этой затеи ничего не вышло. В конце концов фирма «Нортроп», все еще обладавшая экспортными правами на самолёт, продала устаревшую машину Японии. Некоторые источники сообщают, что модель послужила прототипом знаменитому «Зеро», что является откровенной фантазией.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>