Самолет Р-5

Р-1 пошли в производство большой серией, до начала 30-х советская авиапромышленность выпустила их две тысячи восемьсот экземпляров. Успешный старт дал Поликарпову возможность строить и испытывать опытные машины, постепенно вырабатывать свой неповторимый конструкторский почерк. Несомненной удачей стал его очередной вариант разведчика – самолет Р-5. В этом проекте помимо прочих достоинств, проявилось и незаурядное тактическое мышление Поликарпова. Он хорошо усвоил, что всякая новая машина при всей оригинальности заложенных в нее идей не должна слишком отрываться от времени, от материальных и технических возможностей промышленности, правила общие для всех, но для России особо актуальные.

Самолет Р-1

Весь цивилизованный мир в то время уже вовсю строил цельнометаллические самолеты. Прочный и долговечный дюраль дал возможность конструкторам наконец-то перейти от сдвоенного крыла к прогрессивной монопланной схеме. Но, то, что себе позволяли творцы авиации за рубежом – для России не подходило. В стране любой металл являлся дефицитом, алюминиевые сплавы ценились на вес золота, не было и моторов мощных и надежных. Все это Поликарпов учел и предложил и предложил для Р-5, как основной конструктивный материал – обычное дерево, из металла, выполнили лишь мотораму, да шасси. Фермены и фюзеляж обшили фанерой, крыло и оперение обтянули тканью. Конструкция получилась жесткой, прочной, легкой и по тогдашним меркам даже красивой.

Параллельно с поликарповским Р-5, в другом КБ у Андрея Туполева создавался еще один разведчик Р-7, степенью новизны он конечно превосходил конкурента – цельнометаллический, простой с точки зрения технологии, самолет был бы находкой для любой авиапромышленности, кроме советской. Во-первых, где набраться дюраля на серийное производство, во-вторых, тяжелую, в сравнении с деревянной конструкцию, Туполев рассчитывал под импортный мотор фирмы BMW, это уже был полный приговор для машины, дальше испытаний она не пошла. Таким образом, практичный Поликарпов одолел соперника в необъявленном конкурсе. Его деревянный Р-5 пришелся стране Советов и по карману и ко времени.

Самолет Р-5

В тысяча девятьсот тридцатом году Р-5 уже строились серийно, отчасти из рекламных соображений, отчасти для проверки машины в различных климатических и географических зонах. Звену из трех самолетов-разведчиков предложили преодолеть весьма сложный маршрут: Москва – Севастополь – Анкара – Тбилиси – Тегеран – Термез – Кабул – Ташкент – Оренбург – Москва. В течении двух недель сентября 1930 года за 61 час 30 минут чистого летного времени, Р-5 одолели 10 500 км. маршрута. Средняя скорость составила 170 км/час, что считалось тогда высоким показателем. Погода во время перелета менялась резко, но судя по отчету экипажей, машины вели себя безукоризненно, впрочем, каких еще рапортов, кроме победных, можно было ожидать в сталинские времена.

В самом конце 1930 года Р-5 снова очутились в Тегеране, но уже на международном конкурсе самолетов-разведчиков. Казалось бы, английские, голландские, французские машины должны были затмить советские бипланы и уровнем современных технологий и летными достоинствами, но этого не случилось. Р-5 оказались единственными серийными машинами, летавшими с полной боевой нагрузкой и по полной программе.

Простой в обслуживании и ремонте с грузоподъемностью до полутоны, устойчивый в полете, Р-5 как бы сам напрашивался на модификации. Военно-воздушные силы, что ни год получали все новые варианты: поплавковый морской разведчик МР-5, торпедоносец Р-5Т, штурмовик Р-5Ш. Когда через несколько лет военные охладели к стареющей машине, ее приспособил к своим потребностям гражданский воздушный флот, так появились пассажирские четырехместные ПР-5 и арктические ледовые разведчики АР-5. Конечно модифицировать самолет позволяла его гибкая универсальная конструкция, но кроме того в стране Советов уже складывалось неписаное правило, гласившее, что легче приспособить под нужную функцию освоенное изделие, чем налаживать выпуск чего-то нового. Карьера Р-5 эту мысль прекрасно иллюстрирует, как-то отец народов, товарищ Сталин посетовал, что окраины страны с опозданием получают газету “Правда”. Желание вождя – закон для подчиненных, поликарповский самолет тут же приобрел профессию – почтальона.

Самолет МР-5

Четвертого июня 1931 года в 10:50 утра из Москвы в Харьков с матрицами “Правды” на борту прибыл П-5, вчерашний разведчик, а теперь почтарь. В 12:27 уже первый номер вышел из печати, к двум часам дня – тираж пошел в продажу. Развозя “Правду” П-5 добирался от Москвы до Харькова всего за четыре часа, работу летчиков вождь оценил, как образец высокой гражданской сознательности, иного и быть не могло. Победы на идеологическом фронте в Советском Союзе, всегда ценились выше всех иных побед. Вот только самому Поликарпову от успехов Р-5 было, что называется – ни холодно, ни жарко. Он в то время тянул тюремную лямку. Поликарпова взяли в 1929 году, сразу после создания разведчика Р-5 и во многом с ним схожего учебного самолета У-2. Обе модели пошли в производство тысячными тиражами, а их автора видимо в знак “особого признания” заслуг без суда приговорили к расстрелу. Под карающий меч сталинского правосудия, Поликарпов угодил в связи с так называемым делом “Промпартии”. В 1929 году первая мощная волна репрессий обрушилась, чуть ли не на всех специалистов “старой” школы.

Под аккомпанемент всенародного одобрения ненавистных интеллигентов объявили вредителями, виновными в саботаже индустриализации. С исполнением грозного приговора чекисты, однако, не спешили. В декабре того же года арестованных авиаспециалистов собрали в одной из камер бутырской тюрьмы и предложили трудом искупить вину. Перед вредителями поставили задачу – срочно спроектировать новый истребитель. Так появилась первая “шарага”, конструкторское бюро за тюремной решеткой, “гениальное” изобретение Роберта Менжинского, руководителя ОГПУ конца двадцатых годов.

Инженеры-арестанты под руководством Дмитрия Григоровича и Николая Поликарпова, в небывало короткий срок – чуть больше месяца, сделали невозможное  — создали рабочие чертежи самолета. Когда его построили, на хвостовое оперение машины нанесли своеобразную эмблему – ВТ, что означало – внутренняя тюрьма главного управления лагерей. Самолет успешно прошел испытания, показав максимальную скорость 286 км/час и дальность 530 км. В истрию авиации он вошел, как истребитель И-5.

Самолет И-5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>