Начало развития и предыстория

Профессия летчика-истребителя родилась в разгар Первой мировой войны, когда в составе воюющих армий появились бомбардировщики, артиллерийские корректировщики огня, самолеты-разведчики. Наземные средства поражения справиться с ними не могли, и возникла необходимость в специальных самолетах, такого чтобы мог догнать и одолеть в воздушном бою крылатого врага. Скорость, маневренность и хорошее вооружение должны были обеспечить истребителю безусловную победу. Так оно и было, пока противниками небесных охотников выступала всякая тихоходная или безоружная дичь: бомбовозы, транспортники и разведчики. Но, время шло, истребители все чаще встречались в небе с себе подобными, примерно равными по боевым возможностям. Чтобы склонить удачу на свою сторону, все двадцатое столетие продолжалась конструкторская гонка. Хоть на десяток километров, но превзойти соперника в скорости, хоть на секунду ускорить разворот, поднять скорострельность оружия, увеличить его калибр, повысить живучесть машины. Постоянных победителей в этой гонке не было, только временные, но те из конструкторов, который задержался в роли лидера хоть на несколько лет, навечно вошли в историю авиации. Среди советских творцов крылатой боевой техники, титул “короля истребителей” накануне Второй мировой войны долго удерживал Николай Поликарпов.

Истребитель И-16 в музее

Его знаменитый И-16 стал, по сути, первым в мире боевым самолетом, который уже без всяких оговорок, в точности подходил под определение истребитель. В нем все подчинялось маневру и скорости, он был компактным и рациональным. К середине тридцатых годов прошлого столетия, лучшей машины для воздушных бойцов не имела ни одна армия мира.

Духовная семинария самое подходящее учебное заведение для сына сельского священника. Однако Николаю Поликарпову не суждено было стать продолжателем отцовского дела. Богословие он оставил, не доучившись, и поступил в Петербуржский политехнический, в 1916-м за год до революции, окончил институт и пошел работать на Руссо-Балт, завод, где такой же молодой Игорь Сикорский строил свои тяжелые бомбардировщики “Илья Муромец”.

Аэроплан Илья Муромец

Революцию восприняли без восторга, но отреагировали по-разному, Сикорский вскоре уехал в эмиграцию, как оказалось навстречу мировой славе, а Поликарпов остался в России, и поскольку иного выхода не было пошел служить большевикам.

В годы гражданской войны, Поликарпов ремонтировал самолеты для Красной Армии, а в 1923 году выступил, как главный конструктор, подготовил к серийному производству, первый отечественный самолет-разведчик Р-1. Почему будущий “король истребителей” начал с разведчиков, объяснить не трудно. Во-первых, в руках у Поликарпова оказались чертежи самолета D.H 9 (фирмы De Havilland) осталось только их переработать под советские материалы и моторы.

Английский аэроплан D.H 9

Второе и главное, разведчикам в то время отдавалось особое предпочтение, впервые они появились над полем боя в 1912 году в ходе боевых действий на Балканах. Оказалось, что даже ни чем не вооруженные “этажерки” способны причинить противнику немало неприятностей. Пока доберутся до своих частей пешие лазутчики, пока конная разведка прорубиться сквозь вражеские заслоны, авиатор успеет несколько раз слетать на задание и детально описать увиденное. Военные из тех, что умели заглядывать вперед, мечтали приспособить аэропланы и для корректировки артиллерийского огня. Еще накануне Первой мировой, специалисты предсказывали: “Одна батарея с одним аэропланом, в бою будет эффективней трех простых батарей”. Война оправдала и превзошла все прогнозы. Теперь стратеги не мыслили армии без авиации, а авиацию без разведчиков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>