Зарубежные составные самолеты

В марте 1944 года, в связи с ухудшением военного положения Германии, Гитлер дал добро на реализацию проекта. Началось проектирование пилотируемого варианта ракеты Fi-103, получившего название Fi-103R. Первоначально было изготовлено три прототипа и один серийный Fi-103R-IV. «Райхенберг-IV» («Reichenberg-IV») отличался от Fi-103 только наличием кабины летчика перед воздухозаборником двигателя (вместо отсека с баллонами сжатого воздуха) и элеронами на крыле. В кабине устанавливались сиденье лётчика, приборная доска с прицелом, высотомером, авиагоризонтом, указателем скорости и часами. Кроме того, в кабине располагались гирокомпас и электрическая батарея с преобразователем. Управление самолётом осуществлялось при помощи обычной ручки и педалей. Фонарь кабины открывался вправо, лобовое стекло было бронированным. Предполагалось, что после запуска с авиаматки пилот направит ракету к цели и выбросится с парашютом. Однако сама возможность покинуть кабину при скорости 700 км/час была неосуществима — мощный воздушный поток не позволил бы это сделать. Пилот по этой причине не мог даже откинуть фонарь. К тому же, сразу за кабиной возвышалось сопло пульсирующего воздушно-реактивного двигателя «Аргус» диаметром 40 сантиметров, которое сводило на нет все шансы пилота выбраться живым из машины.

На основе «Райхенберг-IV» были созданы две боевые модификации: для поражения наземных и морских целей. Морской вариант, рассчитанный на удары по крупным судам противника, отличался от сухопутного тем, что, отсоединившись от самолета-носителя, снаряд пикировал вниз под строго установленным углом со скоростью около 800 км/ч и ударялся о воду в непосредственной близости от цели. Для выдерживания заданных параметров полета был разработан специальный прицел. После удара фюзеляж распадался, освобождая специальную торпеду, которая должна была взорваться под незащищенным днищем корабля. Пилот при этом погибал.

Эрхард Мильх, занимавший должность генерального авиационного инспектора, категорически настоял на оснащении самолета-снаряда «Райхенберг-IV» системой эвакуации. При воздействии на рычаг катапультирования срабатывал замок и освобождался донный люк, после чего лётчик выпадал вниз из кабины.

Испытания проводились в сентябре 1944 года. Однако в октябре немцы отказались от планомерной постройки и использования Fi-103R, не в последнюю очередь из-за низкой морали потенциальных лётчиков ракеты, которым не улыбалась идея покончить жизнь самоубийством. Всего было построено около 175 Fi-103R, предназначавшихся для подразделения 5./KG 200.

G4M2e + 2 x MXY7 «Ока» (Япония)

Армия и флот Япония, вступив в войну 7 декабря 1941 года, первоначально имели преимущество перед вооруженными силами США. Японская авиация флота безоговорочно господствовала в небе над Тихим океаном; истребители «Зеро» наводили ужас на пилотов союзников.

Тем не менее, разница в промышленном потенциале Японии и США стала быстро сказываться. Не прошло и двух лет, как авиация США начала приобретать качественное и количественное превосходство. Японцы не смогли быстро разрабатывать и выпускать новые модели самолетов, в результате к 1944 году ВВС Императорского флота стали нести огромные потери. Более того, в случае битвы с кораблями противника японские бомбардировщики просто не могли добраться до них, погибая от истребителей эскорта.

Командованием Страны Восходящего Солнца был найден выход: они предложили использовать лётчиков-камикадзе, которые должны были совершать самоубийственные атаки, тараня самолетами вражеские корабли. Поначалу японские пилоты были потрясены таким вариантом, но многие из них все же согласились пойти на это: в случае атаки на хорошо защищенные американские конвои атакующие самолеты все равно практически стопроцентно сбивались, при этом зачастую не принося никакого вреда врагу. В случае же применения камикадзе они получали шанс поразить цель.

Первый вылет камикадзе состоялся 21 октября 1944 года, а 25 октября состоялась их первая атака, в результате которой был уничтожен эскортный авианосец «Сен-Ло», а несколько других кораблей получили повреждения.

Атаки камикадзе, по сравнению с другими действиями японской авиации того периода, оказались неожиданно эффективными. Для них обычно использовались истребители «Зеро» с подвешенными бомбами: благодаря своей скорости они имели самые большие шансы прорваться через строй истребителей эскорта. Самоубийцы летали и на других типах самолетов японской авиации флота. У всех этих машин была одна общая проблема: врезаясь во вражеские суда, они не приносили больших повреждений, так как мощность взрыва была невелика. Мичман Мицуо Ота предложил использовать для атак самоубийц летающие реактивные снаряды. В августе 1944 года разработка такого устройства была начата. Проект назывался «Марудай», а сама пилотируемая бомба получила название «Ока» (ударение на первый слог).

Безмоторные полёты начались в Сагами в октябре 1944 года, а включение ракетных ускорителей было впервые испытано в Касима в следующем месяце. Испытания прошли успешно. Из опытных лётчиков-истребителей и пикировщиков было сформировано специальное подразделение, названное «Дзиро Бутай» (Корпус раскатов божественного грома). В конце ноября началось обучение пилотов самолётов-снарядов.

MXY7 «Ока-11»

MXY7 «Ока-11»

Первая серийная бомба получила название «Ока-11». Первые машины имели в носовой части 1200-килограммовый заряд. Три разгонные ракеты «Тип 4-1» модель 20 обеспечивали в течение 8-10 секунд тягу 800 кг. Носителем «Ока» был выбран бомбардировщик G4M2a, который должен был доставлять самолёт-снаряд на дистанцию его пуска. В новый вариант G4M2e «модель 24j» стали переделываться бомбардировщики моделей «24b» и «24с». С них снимались створки бомболюков, в отсеке ставились держатели для крепления «Ока» в полуутопленном положении под «брюхом» самолёта-носителя. Вес «Ока» на 400 кг превышал грузоподъёмность носителя, поэтому с бомбардировщиков снималось все лишнее оборудование и уменьшался запас топлива. Выпуск G4M2e продолжался до тех пор, пока вместо «Ока-11» в серию не была запущена «Ока-22». Всего в вариант G4M2e было переоборудовано 65 самолетов.

После отделения от самолета-носителя G4M2e «морской специальный штурмовик» (так называли японцы самолёт-снаряд) должен был перейти в пологое планирование со скоростью 460 км/ч. Стартуя с высоты 7-8 км и поочередно включая ускорители, пилот мог обеспечить дальность полета порядка 35-40 км. Реально запуск обычно осуществлялся при визуальном обнаружении цели (с расстояния 20-30 км). При одновременном запуске всех трёх двигателей машина быстро набирала скорость 650 км/ч, но дальность при этом получалась меньшей. Пикируя на цель под углом 50 градусов, «Ока» могла разогнаться до 900 км/ч, однако при этом резко ухудшалась управляемость.

Перед запуском  «Оки» самолёт-носитель вынужден был лететь на постоянной высоте, неизменным курсом и на небольшой скорости. Это был очень удобный момент для перехвата бомбардировщика американскими истребителями.

29 ноября 1944 года южнее Осаки американской подлодкой был потоплен гигантский авианосец «Синано». Этот корабль, переоборудованный из линкора типа «Ямато», следовал из Йокосуки на Филиппины с пятьюдесятью бомбами «Ока» на борту. Все они были потеряны. Позднее несколько снарядов все-таки смогли перебросить на Формозу и Окинаву.

21 марта 1945 года бомбы «Ока» были впервые использованы в бою. В 11.35 16 бомбардировщиков G4M2е с подцепленными пилотируемыми снарядами и два аналогичных самолета, вооруженные бомбами, вылетели на поиск вражеских авианосцев. Эскорт состоял из тридцати «Зеро». В 14.00, на расстоянии 100-120 км от авианосцев, японская группа была встречена пятьюдесятью американскими истребителями F6F «Хеллкэт». Все бомбардировщики рухнули в океан, вдобавок было потеряно 15 «Зеро». Бомбы носителям выпустить не удалось.

Подвеска «Оки» на бомбардировщике G4M2e

Подвеска «Оки» на бомбардировщике G4M2e

1 апреля 1945 года тройка G4M2e , прикрываясь облаками, сумела приблизиться к американским кораблям на 20 км. В результате прямое попадание пилотируемой бомбой получил линкор «Уэст Вирджиния», а вторая «Ока» серьезно повредила транспорт «Альпайн». После боя уцелел только один носитель. 12 апреля 1945 год девять носителей снарядов «Ока» совместно с восемью десятками поршневых самолётов, пилотируемых камикадзе, под прикрытием сотни истребителей несколькими волнами атаковали американские авиагруппы, маневрировавшие в районе острова Окинава. Вечером этого дня японские средства массовой информации сообщили об уничтожении трёх линкоров и множества других вражеских кораблей, но впоследствии результаты массированного авиационного удара получили другую, гораздо менее оптимистичную оценку. G4M2e сумели доставить к цели «Оку» лейтенанта Дохи, который тяжело повредил эсминец «Стэнли». Еще один эсминец, «Маннерт Л. Абаль», был потоплен другой «Окой». Всего в период сражения за Окинаву было использовано 74 реактивных пилотируемых снарядов, 56 из них было сброшено самолётами-носителями или потеряно вместе с ними. При этом японцы располагали не менее чем тремястами экземплярами — не хватало самолётов-носителей.

Применение самоубийственных атак наносило американскому флоту существенный урон и пагубно отражалось на морали военнослужащих США. Тем не менее, комбинация G4М2e + «Ока» не оправдала надежд японского императорского флота: носители были слишком тяжёлыми и медленными, чтобы действовать в условиях превосходства авиации союзников. Стоит заметить, что и вылеты обычных бомбардировщиков G4M2 в воздушных сражениях на Филиппинах, над Тайванем и Марианскими островами всё больше напоминали вылеты самоубийц: истребители союзников не оставляли им практически никаких шансов на возвращение. Как бы то ни было, в марте 1945 года производство «Ока-11» было свёрнуто.

Самолёт-носитель с подвешенной бомбой готовится к вылету

Самолёт-носитель с подвешенной бомбой готовится к вылету

Для применения с более перспективного носителя, бомбардировщика Р1Y3 «Гинга», была спроектирована «модель 22», отличавшаяся меньшим по сравнению с «моделью 11» размахом крыла и боеголовкой весом только в 600 кг (последнее изменение было вызвано малой грузоподъёмностью носителя). Чтобы позволить запускать самолет-снаряд вдали от цели, его было решено оснастить компрессорным реактивным двигателем Tzu-11 с приводом компрессора от четырёхцилиндрового мотора. Из-за крайне ограниченной тяги (всего 200 кгс) горизонтальная скорость нового «чудо-оружия» японцев не превышала 462 км/ч, зато дальность пуска увеличилась до 130-150 км. Всего было выпущено 50 «Ока модель 22». Первый полёт «модели 22» состоялся в июле 1945 года, но вспомогательные ракеты, установленные под крыльями, неожиданно отказали сразу после сброса «Ока» с носителя, из-за чего самолёт-снаряд попал в штопор, из которого не вышел.

«Ока модель 33» представляла собой увеличенный вариант «модели 22» под турбореактивный двигатель Nе-20 и с 800-килограммовой боеголовкой. В качестве носителя «модели 33» планировалось использовать самолёт G8N1 «Рензан», который мог нести сразу два самолета-снаряда. Этот четырёхмоторный стратегический бомбардировщик так и не вышел из стадии прототипа, поэтому разработка Модели 33 была прекращена. Также не достроили и «Ока-43 Ко», предназначенную для запуска с катапульт подводных лодок. «Модель 43 Ко» должна была иметь двигатель Nе-20 и складные крылья. «Ока модель 43 Отсу» была похожа на «модель 43 Ко», но предназначалась для береговой обороны. После запуска с катапульты «модель 43 Отсу» для достижения максимальной скорости могла сбрасывать законцовки крыльев. «Ока-43 Отсу» должна была к тому же иметь катапультируемое сиденье, две 30-мм пушки и посадочную лыжу, что позволяло использовать её как легкий истребитель. К концу войны первый образец был ещё на сборке, однако уже было выпущено несколько его учебных вариантов.

Реализацию и применение всех перечисленных проектов прервала капитуляция Японии 15 августа 1945 года.

Камуфляжные схемы
Mistel-1 (Ju-88A-4 + Bf.109F-4). В носовой части установлена боеголовка. Mistel-1 (Ju-88A-4 + Bf.109F-4). В носовой части установлена боеголовка.
Mistel-2 (Ju-88G + Fw.190) Mistel-2 (Ju-88G + Fw.190)
He.111 + Fi.103 He.111 + Fi.103
G4M2e + MXY7 «Ока» G4M2e + MXY7 «Ока»

 

Характеристики немецких и японских пилотируемых ракет
Fi.103R-IV MXY7 «Ока-22»
Страна-изготовитель Германия Япония
Год начала выпуска 1944 1945
Размах крыльев, м 5.72 4.12
Длина, м 8 6.88
Силовая установка Argus 109-014 Tzu-11
Тяга, кН 3.43 2
Взлётный вес, кг. 2200 н. д.
Макс. скорость, км/ч ок. 650 462
Дальность полета, км 370 130
Бомбовая нагрузка, кг до 1000 600

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>