Зарубежные составные самолеты

Начало

Вероятно, первым «составным» самолётом стала английская конструкция, состоявшая из летающей лодки «Порт-Бэби» и истребителя Bristol Scout, закреплённого на её центроплане. Проект был разработан для защиты Великобритании от налётов немецких «цепеллинов». В мае 1916 года «связка» совершила полёт, поднявшись на высоту 305 метров.

«Порт-Бэби» и «Бристоль-Скаут»

«Порт-Бэби» и «Бристоль-Скаут»

Mistel (Германия)

Составная конструкция «Шорт-Майо»

Составная конструкция «Шорт-Майо»

В 1943 году у уже и так многоликого Ju.88 появилось новое лицо — беспилотный снаряд с мощным кумулятивным зарядом в носовой части, управляемый из одноместного истребителя, укрепленного над фюзеляжем носителя-снаряда. Идея такого использования отслуживших Ju.88 принадлежала пилоту-испытателю «Юнкерса» Зигфриду Гольцбауеру, который безусловно повлиял на успешное проведение перед войной испытаний «составного» самолёта английской фирмы «Шорт-Майо» S.20/S.21. Он предложил эту схему в 1941 году, но Технический департамент отклонил её на том основании, что для неё нет практического применения. В 1942 году Фриц Штамер из немецкого исследовательского планерного института разработал серию «Хуккепакк», предусматривающую исследования возможности буксировки планера самолётом, укрепленным на спине носимой машины.

Для испытания этой схемы «Клемм» КL.35 или «Фокке-Вульф» FW.56 крепились над планером DFS.230. Позже испытывался вариант с Вf.109E. Успешность испытаний позволила воскресить идею Гольцбауера, и в начале 1943 году Технический департамент предложил изготовить опытный самолет.

Разработка подходящей конструкции крепления управляемого самолета проводилась в планерном институте на базе «Хуккепакк». Это были две стальные стойки, укрепленные над центропланом Ju.88 по обе стороны фюзеляжа и сходившиеся под фюзеляжем управляемого самолета вместе с V-образной стойкой от фюзеляжа носителя, образуя два треножника. Верхние точки треножников крепились к главному лонжерону истребителя. Еще одна подпружиненная стойка шла к хвостовой части истребителя. Когда пилот освобождал верхний самолёт, задняя стойка откидывалась назад вдоль фюзеляжа. При касании последнего срабатывал замыкатель, который приводил в действие систему отцепки основных креплений на треножниках. Таким образом предотвращался возможный удар хвостовой части истребителя о заднюю стойку.

«Мистель-1» в момент отцепки самолёта-снаряда

«Мистель-1» в момент отцепки самолёта-снаряда

Опытный вариант был разработан на базе Ju.88A-4 и «Мессершмитта» Bf.109F. Hижняя часть «этажерки» получила обозначение «Мистель». Связь такой схемы с предыдущей «Хуккепакк» была очевидна. Эта комбинация еще называлась «отец и сын», но имя «Мистель» неизменно использовалось для обозначения беспилотного самолета-носителя. Когда в июле 1943 года фирма «Юнкерс» получила указание переоборудовать 15 Ju.88A в «Мистели», эта система получила кодовое обозначение «Бетховен». Испытания опытного образца прошли успешно. Работы по «Бетховену» в 1944 году были переведены в Hордхаузен, где пилоты специальной эскадрильи IV/КG.101 проходили переподготовку вместе с испытателями «Юнкерса».

«Мистель-1» на аэродроме, сфотографированный бойцами Сопротивления

«Мистель-1» на аэродроме, сфотографированный бойцами Сопротивления

Первый вариант, названный «Мистель-1», представлял собой связку Ju.88A-4 и Bf.109F-4. Первые образцы еще получили литеру «S» — «учебные». Все «Мистели» первоначально летали с обычной носовой частью, из кабины которой снималось почти все оборудование, и в которой размещались два члена экипажа. Вся носовая часть могла легко отделяться за счет быстросъёмных болтов и заменяться на 3800-килограммовую боевую часть с кумулятивным зарядом. Эта боеголовка была успешно испытана на старом французском линкоре-цели «Ошен» во второй половине 1943 года. Проводились опыты и по поражению фортификационных сооружений. При этом тонный стальной стержень кумулятивного ядра пробивал 20-метровый бетон. Окончательные испытания боеголовки проводились в Пенемюнде с апреля по май 1944 года. Уже в следующем месяце спец-эскадрилья IV/КG.101 прибыла в Дезиер для использования «Мистелей-1» против десанта союзников.

«Мистель-1» напоминал первый опытный образец, за исключением некоторого усиления стоек. Предусматривались два основных приема боевого использования. При первом взлёт и полёт к цели осуществлялся только при работе двигателей нижнего самолёта, а двигатель верхнего самолёта запускался только вблизи цели. Второй способ предусматривал совместную работу моторов двух машин, а питание бензином верхнего самолета шло из баков нижнего. Когда связка достигала цели, пилот переводил её в пологое пикирование. Hа безопасной дистанции истребитель отцеплялся, а беспилотный самолет пикировал на цель.

IV/КG.101 под командованием капитана Хорста Рудата на момент прибытия в Дезиер имела пять «Мистелей-1». Первый боевой вылет был совершен 24 июня 1944 года, когда в воздух был поднят один из них. Вылет не удался, так как истребителю пришлось отцепиться еще до цели из-за появления ночного истребителя «Москито». Вскоре после этого в ночную атаку на суда союзников в заливе Сены были брошены все четыре оставшихся «Мистеля» под прикрытием истребителей Вf.109G. Атака была осуществлена при свете осветительных ракет, но результаты не удалось пронаблюдать из-за дыма горящих судов. Разведка на следующий день показала, что все цели были поражены, но ни одно судно не затонуло.

Hесмотря на относительность успеха, в возможностях нового оружия уже не сомневались. Завод в Моккау под Лейпцигом получил заказ на переоборудование в «Бетховен» 75 ремонтировавшихся там Ju.88G-1. В качестве носимого самолета было решено использовать Fw.190A-6 или F-8, так как их моторы также работали на бензине с октановым числом 95.

«Мистель» S-2

«Мистель» S-2

Этот вариант получил обозначение «Мистель-2», а его учебная версия — S-2. С первыми «Мистелями» возникли серьёзные проблемы из-за большого взлетного веса. Максимальный взлётный вес Ju.88 обычно ограничивался 14000 кг, но с полным запасом топлива и с верхним самолётом он был ещё больше, а при взлёте с плохих аэродромов большая нагрузка и тряска приводили к разрыву пневматиков. После потери нескольких «Мистелей» во время аварий при взлёте под фюзеляжем была установлена третья сбрасываемая стойка. Этот вариант получил обозначение «Мистель-3».

Первый «Мистель-2» полетел в ноябре 1944 года, еще 50 экземпляров было заказано в следующем месяце, план поставок был доведён до 125.

Подготовка пилотов шла по специальной программе, которую планировали закончить до 1 февраля 1945 г. Для этого первые «этажерки» выполнялись в варианте учебного «Мистеля» S-2, имевшего дополнительную стойку под носовой частью истребителя для более безопасной отцепки во время учебных полётов, так как в первых «Мистелях» S-1 винт истребителя мог ударить по носителю. Hехватка Ju.88G-1, оснащенных двигателями BMW-801D, заставила использовать Ju.88A-4 и A-6 с двигателями Jumo-211, несмотря на то, что нижний самолёт использовал бензин с октановым числом 87, а верхний — 95. Это не позволяло питать истребитель из баков бомбардировщика. Такой вариант использовался редко и исключительно в качестве учебного под обозначением «Мистель» S-Зa.

10 октября 1944 года на базе IV/КG.101 была образована III/КG.66, предназначенная исключительно для использования «Мистелей». Уже через 10 дней её переименовали в II/КG.200. К этому времени было решено использовать все имеющиеся «Мистели» для атаки британского флота в Скапа-Флоу. Операция была намечена на декабрь 1944 года. Hа аэродромах в Дании было сосредоточено 60 «Мистелей» вместе с 5./КG.200, самолёты которой должны были освещать цель. Постоянно стоявшая плохая погода задерживала начало операции, а когда она окончательно прояснилась, установилась полная луна. При этом использовать «Мистели», летящие со скоростью 375 км/ч и не имеющие возможности для оборонительного маневра, было неразумно.

«Мистель», захваченный союзниками на аэродроме

«Мистель», захваченный союзниками на аэродроме

В январе 1945 года погода вновь испортилась, и возникло ещё несколько предложений по использованию «Мистелей», например, против советской военной промышленности. Операция планировалась не раньше марта 1945 года, что диктовалось нехваткой «Мистелей» и подготовленных пилотов. Всего для операции «Железный молот» требовалось не меньше 100 «Мистелей».

Подготовка пилотов «Мистелей» проводилась на пяти аэродромах в районе Мерсебурга. В марте аэродромы в Восточной Пруссии, которые планировалось использовать для операции «Железный молот», были заняты РККА, и 5 марта II/КG.200 получила приказ использовать «Мистели» по мостам на Одере, Hейсе и Висле. В результате «Мистели» были брошены в бой разрознено. Первой их атакой стал налет 9 марта четырёх «Мистелей» из состава II/КG.200 на мосты у Герлица на Hейсе. Оба моста, южный и северный, были поражены. «Мистели» из II/КG.200 использовались для налётов на мосты через Рейн. С апреля для этих же целей привлекались подразделения КG.30, также перевооружённые на «Мистели». Почти все «Мистели» были использованы в этих атаках, а их пилотов довольно быстро перевели в истребительные части.

В начале 1945 года темпы переоборудования самолетов в «Мистели» резко возросли. Завод «Юнкерса» в Бернбурге начал переоборудовать планеры машин прямо на сборочных линии, включая и модели Ju.88G-10 и H-4. G-10 были оснащены двигателями Jumo-213A-12 под бензин с октановым числом 87. Самолёт отличался вставкой перед крылом 2.75-метровой фюзеляжной секции. На него ставился Fw.190A-8, оснащенный парой 270-литровых подкрыльевых баков «Доппельрейтер» и подфюзеляжным 300-литровым баком. Второй и третий фюзеляжные баки «Мистеля» предназначались под бензин с октановым числом 95, который Fw.190A-8 использовал во время полёта на «Мистеле». Остальные баки заливались бензином с октановым числом 87. Этот вариант получил обозначение «Мистель-3c». Аналогичный вариант переоборудования Ju.88H-4 с Fw.190A-8 получил обозначение «Мистель-Зb».

Hе все «Мистели» предназначались для одноразового использования. Так вариант, подобный «Мистелю-Зb», планировалось использовать в качестве сверхдальнего «охотника». При этом верхний Fw.190 использовался в качестве эскортного истребителя, запускавшегося в случае необходимости. Носитель должен был иметь экипаж из трёх человек. Планировалось оснащать его локатором сантиметрового диапазона, оборонительное вооружение состояло из пулемёта МG-131 в задней части кабины. Под центропланом можно было подвесить два 900-литровых сбрасываемых бака. Подобная схема очень напоминает «Звено-СПБ».

За два последних месяца войны в Европе успели закончить ещё несколько типов «Мистелей». Среди них был вариант Ju.88G-7 с Та.152H, который в апреле испытывался на аэродроме Ремердгабен — склоне горы Гарц. Точных цифр выпущенных «Мистелей» не известно, хотя возможно, что их было до 250 — союзники обнаружили около 50 «Мистелей» только в районе Мерсебурга.

О единичной встрече с самолётом «Мистель» упоминает в своих воспоминаниях А. Покрышкин:

Километрах в тридцати западнее Аслау звено встретило странную группу самолётов противника, вызвавшую у наших летчиков удивление. Сопровождаемый восьмеркой истребителей, летел бомбардировщик Ю-88, а на нем сверху сидел «фоккер». Позднее мы узнали, что это была своеобразная «новинка» фашистской авиации: «юнкерс», начиненный взрывчаткой, и закреплённый на нём истребитель с лётчиком, управляющим полетом самолета-бомбы.

Советские лётчики быстро сориентировались в обстановке. Петров дал команду второй своей паре:

— Синюта, атакуй истребителей сопровождения! Я атакую «юнкерса»!

Летчик «фоккера», увидя заходящего для атаки Петрова, перевел Ю-88 в пикирование и отцепился. Но тут же попал под атаку Петрова и был сбит. «Юнкерс» врезался в землю около автострады. Взрыв был такой мощный, что поднял вверх тучу земли, образовав внушительную воронку. Вражеские истребители сопровождения, потеряв еще один самолёт, не приняли боя и поспешно ушли в западном направлении.

Heinkel He-111H + 2 Fi.103 (V-1) (Германия)

В июне 1944 года немцы начали обстрел Великобритании реактивными самолетами-снарядами Fi.103 (больше известными как «Фау-1»). Беспилотные снаряды запускались со стационарных позиций, размещённых на побережье Ла-Манша. «Фау-1» имели фугасную боевую часть весом до 1000 кг, которая подрывалась тремя контактными взрывателями. Курс задавался до старта и поддерживался в полёте с помощью инерциальной системы наведения. Дальность стрельбы составляла около 250 км (у поздних версий — до 370 км). По достижении определенного расстояния счётчик пути отключал двигатель и ракета переводилась в пикирующий полет. По проекту обеспечивалось попадание в квадрат 4 х 4 км при дальности 250 км.

Разумеется, союзники сделали все, чтобы уничтожить позиции пусковых установок. Кроме того, открытие второго фронта в Нормандии привело к захвату сооружений противником.

«Мистель-1» на аэродроме, сфотографированный бойцами Сопротивления

«Хейнкель-111» модификации H-22 с подвешенным под крылом Fi-103

Выходом из ситуации стало переоборудование бомбардировщиков «Хейнкель-111» под носители самолётов-снарядов. Всего в роли носителей было использовано более 100 «Хейнкелей». После короткой подготовки в Пенемюнде и Ошаце лётчики 1-й группы «Легиона Кондор» с середины июля начали проводить свои операции, базируясь на голландских авиабазах. К началу сентября с самолётов «Хейнкель-111» было сброшено на Лондон — 30, на Саутгемптон — 90, на Глостер — более 20 «Фау-1». Для доставки ракет использовались «Хейнкели» различных модификаций, в том числе и He-111 H-22, изначально созданный как ракетоносец (этот тип был получен из H-21 уже на сборочной линии, получив держатели под левым либо правым крылом между двигателем и фюзеляжем). Также для запуска «Фау-1» использовались самолеты Ю-88 и Fw-200. Разрабатывались планы запуска ракет с реактивных бомбардировщиков «Арадо» Ar-234, однако эти работы не были завершены.

Из-за сильной британской ПВО операции как правило проводились ночью и на малой высоте, чтобы не быть замеченными радарами. Примерно за 60 км до берега Великобритании самолёты-носители поднимались на высоту 500 м, производили запуск Fi.103, а затем разворачивались и, прижимаясь к воде, возвращались на базы.

Истребители-перехватчики RAF нередко перехватывали бомбардировщики и сбивали их. Так, в ночь с 28 на 29 сентября ими было сбито два «Хейнкеля». Правда, до своей гибели оба бомбардировщика успели выпустить свои снаряды.

24 декабря 50 немецких самолетов направили ракеты на Манчестер, сбросив их над морем между Скегнессом и Бридлингтоном. Только одна ракета упала в черте города, шесть — в 15 км и одиннадцать — в 25 км от города. Обойдя оборонительные средства, предназначенные для защиты Лондона, немцы не потеряли при налёте ни одного самолета.

Fi-103 R-IV

Fi-103 R-IV

Задолго до описываемых событий, в конце 1943 года, высшие немецкие чины рассматривали возможность использования пилотируемых ракет для нанесения точечных ударов по вражеским объектам. В частности, по воспоминаниям Шелленберга, предполагалось использовать пилотируемый самолёт-снаряд для бомбардировки индустриальных комплексов Куйбышева, Челябинска, Магнитогорска, а также регионов, расположенных за Уралом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>