В бою против истребителей Оси

Вообще говоря, любопытным представляется тот факт, что советские и румынские данные о воздушных боях 22 июня практически никак не соотносятся друг с другом. Параллели провести весьма сложно. Так, румынами сообщается, что один из бомбардировщиков SM.79B вместо Болграда сбросил бомбы на аэродром Болгарийка (где базировался 67-й ИАП), после чего был атакован шестью И-16 (очевидно, того же полка). Истребители сопровождения, два IAR-80, задержали «ишаки», дав поврежденному бомбардировщику вернуться домой. По данным 67-го ИАП, примерно в это же время над Болгарийкой появился одинокий разведчик. Л-т Ермак, поднявшийся на перехват в одиночку, догнал и сбил его. Трудно понять, являются ли два этих боя одним и тем же, либо разведчик был немецким. Подробнее с данными о действиях истребительных полков ОдВО можно ознакомиться на странице «Первые месяцы войны».

Румынский истребитель IAR.80

Румынский истребитель IAR.80

Самолеты истребительной авиации Румынии, если сравнивать их с истребителями других союзников Третьего Рейха, нельзя назвать совсем уж устаревшими. Однако мастерство румынских летчиков-истребителей было ниже, чем у немецких и финских коллег. Это привело к невозможности сражаться на равных с советскими частями ВВС ОдВО и ВВС ЧФ. В результате нацистское господство в воздухе в районе Одессы в основном поддерживалось «Мессершмиттами» из II./JG77. После перебазирования этой немецкой части в августе 1941-го советская истребительная авиация смогла переломить ситуацию в свою пользу. За время боев под Одессой один только 69-й ИАП сбил около двадцати румынских самолётов.

После взятия Одессы практически все румынские авиачасти были отозваны на родину.

Камуфляжные схемы
PZL P.24 PZL P.24Е
Hawker Hurricane Mk.I
Heinkel He.112B-2 Теодора Моску
IAR-80 8-й авиагруппы, осень 1941 года.
Messershmitt Bf.109E-3 л-та Дичезаре. 7-я истребительная группа FARR, 1941 год.

Венгрия

Использованные сокращения:

МКНL (Magyar Kiralyi Honved Legiero) — Венгерские королевские военно-воздушные силы

Венгрия вступает в войну

Re.2000 венгерских ВВС

Re.2000 венгерских ВВС

Политическое и военное руководство Венгрии было заинтересовано в том, чтобы вместе с Германией «выступить в поход против большевизма», так как это сулило большую добычу и солидную прибавку к территории страны. Однако население, естественно, было не в восторге от нового кровопролития, поэтому странам Оси пришлось «помочь» венгерскому правительству найти повод для объявления войны СССР.

22 июня венгерские войска были приведены в состояние боевой готовности. А 26 июня Венгрия неожиданно подверглась атакам с воздуха. В 12.40 на участке между железнодорожными станциями Тисаборкут и Билинь три истребителя, идентифицированные как И-16, обстреляли из пулеметов венгерский скорый поезд, в результате погибло три и было ранено шесть пассажиров. В 13.06 три неопознанных двухмоторных самолета сбросили на город Кашша двадцать девять 100-кг бомб. Было разрушено 28 домов, погибло 32 человека, в том числе 7 мирных жителей. Ранения различных степеней тяжести получили 280 человек. В результате расследования были найдены невзорвавшиеся бомбы, якобы имевшие советскую маркировку, что дало основания утверждать, будто налёт совершили советские самолеты. В тот же день Венгрия объявила войну Советскому Союзу.

До сих пор ведутся споры о принадлежности бомбардировщиков, совершивших налёт. Наиболее правдоподобной версией является следующая: неизвестные бомбардировщики — это самолеты PZL P.37B «Лось» ВВС Румынии, а налёт был «заказан» венгерским и немецким руководством.

Истребительные силы Венгрии

Состав истребительных сил MHKL на 6 мая 1941 года
Самолёт Количество
Fiat CR.32 69
Fiat CR.42 68
Reggiane Re.2000 34
Heinkel He.112 3

Re.2000 с венгерскими опознавательными        знаками в Италии.

Re.2000 с венгерскими опознавательными знаками в Италии.

Правительство Венгрии издавна закупало итальянские самолеты для нужд своих военно-воздушных сил. Поэтому нет ничего удивительного в том, что войну летчики-истребители MHKL встретили на «Фиатах» и «Реджьяне». Итальянцы, однако, не спешили снабжать венгров самыми современными истребителями: в Reggia Aeronautica Re.2000 «не прижился», а CR.42 уже начинал выводиться из итальянских фронтовых частей. Что касается Fiat CR.32, то он признавался устаревшим даже венграми, поэтому вскоре после начала войны венгерские «Чирри» были переквалифицированы в тренировочные, в боях они не участвовали.

Венгры вступили в бой утром 27 июня 1941 года. В этот день венгерские бомбардировщики под прикрытием «Фиатов» CR.42 атаковали пограничные заставы и позиции советских войск. 1 июля венгерские войска перешли границу СССР. Для их поддержки был выделен авиационный контингент, истребительные силы которого состояли из двух эскадрилий на Fiat CR.42 (всего 24 самолета по штатному составу). Эскадрильи, повоевавшие какое-то время, впоследствии возвращались домой, а на их место становились новые. 7 августа к «Фиатам» добавилась эскадрилья Re.2000, включавшая семь машин.

Бои истребительных сил MHKL с И-16
Дата Район Венгерские истребительные силы Советские силы Потеряно венгерских самолетов Сбитые И-16
10.07.1941 Смотриц 3 Fiat CR.42 5 И-16 1*
12.07.1941 Званцик 5 Fiat CR.42 7 И-16 1** 5
11.08.1941 Николаев 6 Fiat CR.42 группа И-16 3***
5 Re.2000 1 2
26.08.1941 Днепропетровск 3 Fiat CR.42 8 И-16 -**** 5

* ещё один поврежден

** потерян в результате столкновения с И-16.

*** еще 4 И-16 сбито бомбардировщиками Ca.135bis, которые были объектом атаки «ишаков».

**** один «Фиат» повреждён, летчик ранен.

Fiat CR.42 ВВС Венгрии

Fiat CR.42 ВВС Венгрии

Как видно из таблицы, венгерские данные по победам весьма радужны. Следует, однако, признать, что степень их правдоподобности весьма высока, учитывая обстановку на тот момент. Венгерские летчики обладали прогрессивной тактикой и считались одними из самых квалифицированных в Европе (из «малых» стран Оси по качеству лётного состава с Венгрией может сравниться только Финляндия). Основными ошибками советских летчиков, судя по венгерским описаниям боев, было неумение вовремя обнаружить противника. Кроме того, не были в полной мере использованы достоинства И-16: венгры на Fiat CR.42 легко втягивали «ишаки» в маневренные бои, в которых у последних было мало шансов. В качестве доказательства можно привести воздушный бой венгров, произошедший 26 августа. Прапорщик Бараньяи вел манёвренный бой с пятеркой И-16, предварительно выдержав лобовую атаку, и сумел продержаться несколько минут до подхода своих товарищей, получив лишь лёгкие ранения.

По мере поступления на Восточный фронт монопланов Reggiane «Фиаты» выводились из войск. Однако к моменту массового появления Re.2000 венграм перестали попадаться «ишаки»: советские части тоже прошли перевооружение.

Таким образом, основная масса сбитых И-16 пришлась на CR.42, которые наряду с И-153 заслуженно считаются лучшими истребителями-бипланами. Радиальный двигатель воздушного охлаждения на «Фиатах» лишал И-16 преимуществ в лобовой атаке, а мастерство венгров позволяло компенсировать слабые стороны биплана, такие как малая скорость. Достаточно мощным было вооружение, состоявшее из двух 12.7-мм пулеметов.

Reggiane Re.2000 при сравнимой с И-16 скороподъёмности обладал большей скоростью, но худшей горизонтальной манёвренностью. Вооружение состояло из двух крупнокалиберных пулемётов. Любопытно, что немцы часто ошибочно принимали Re.2000 за советские И-16. Так, в 1942 году немцами по этой причине было сбито два «Реджьяне».

Камуфляжные схемы
Fiat CR.42
Reggiane Re.2000 Falco эскадрильи 1/2 «Людаш Матьи». Сбит зенитной артиллерией под Николаевым 11.08.1941 г.

Словакия

После оккупации немцами Чехословакии весной 1939 года на территории этой страны было создано два государственных образования: Богемско-Моравский протекторат, вошедший в состав Третьего Рейха, и формально независимая Словакия, которая на самом деле была марионеткой Германии. Неудивительно, что в 1941 году словацкая армия вместе с вермахтом напала на СССР. Боевые действия словаков начались 22 июня.

Силы вторжения включали в себя и авиацию. Истребительные силы состояли из 33 бипланов Avia B-534 и Avia Bk-534 чехословацкого производства. 1 июля началась переброска воздушных сил на Украину, боевые действия истребителей начались в середине июля. «Авиа» занимались охраной немецких разведчиков Hs-126. 29 июля произошла первая встреча с воздушным противником: звено надпоручика Паленичека вступило в бой с «большой группой И-153, И-16 и И-17» (под И-17, скорее всего, подразумевается МиГ-3). Бой закончился безрезультатно: словаки отступили «в связи с численным превосходством противника» (по другим данным, им все же удалось сбить один И-153). До конца августа за «Авиа» так и не числится ни одной воздушной победы, в то время как 8 машин было потеряно от огня ПВО. 7 сентября в бою над немецкой переправой через Днепр 10 истребителей В-534 вступили в бой с девяткой И-16. Словаки утверждают, что без потерь сбили один «ишак» (немцы позже «приписали» им ещё один). На следующий день произошел бой звена «Авиа» с парой И-16, был сбит еще один советский истребитель.

В целом за 1941 год в 58 боях словацкие истребители сбили 3 (или 4) самолета «точно» и два «предположительно». Списано 26 В-534. Потерь в воздушных боях нет.

Результаты кампании наглядно показали, что бипланы словаков не в состоянии эффективно выполнять возложенные на них задачи. Поэтому немецкое командование начало переподготовку словацких летчиков на истребитель Bf.109E. В октябре 1942 года на фронт прибыла словацкая 13-я эскадрилья, оснащенная Bf.109E-3 и Е-4. Она вошла в состав немецкой эскадры JG52 и получила название 13.(Slow)/JG52. В конце февраля 1943 года формирование получило новые Bf.109G-2 и G-4. Сообщается о 215 победах до того, как 27 октября 1943 года эскадрилья была отозвана в Словакию. Из них по крайней мере одна одержана над И-16 (27.04.1943 г., район г. Николаева, лётчик Франтишек Циприх), правда, этот факт не имеет подтверждения.

Камуфляжные схемы
Avia B-534

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>