Тактика применения И-16 в Испании

 ПРОТИВ ФИАТОВ

Обычной тактикой «фиатов» был долгий набор высоты 9000 метров с тем, чтобы внезапно атаковать с пикирования возвращающиеся СБ-2. Однако самолеты не были спроектированы для этой тактики и летчики испытывали большие трудности. Обычной высотой для «фиатов» был диапазон 3000-4000 метров.

Поначалу летчики И-16 республиканских ВВС использовали ошибочную тактику, пытаясь ввязываться с «фиатами» в манёвренный бой на этих высотах. Однако маневренность советских монопланов была значительно хуже и практически всегда бой заканчивался ни в их пользу.

С другой стороны лучшей тактикой для борьбы с «фиатами» стал набор высоты и внезапная атака из-за облаков с использованием преимущества в высоте и избыток скорости.

Так как в основном пилотами «фиатов» были итальянцы, то они преимущественно использовали правый разворот, однако это делало трудным разворот для остальных летчиков.

 ПРОТИВ МЕ-109В

С появлением новых немецких монопланов в небе Испании летчики И-16 типов 5 и 6 использовали против них оборонительную тактику, характерную для И-15, то есть становились в оборонительный круг.

И-16 нового типа 10 дрались на высотах от 3000 до 6000 метров, где немецкие истребители имели преимущество в скорости, однако вскоре появились модернизированные тип 10, которые частенько сбивали «мессеры».

 ПРОТИВ МЕ-109Е*

Когда в январе 1938 года в составе «Легиона Кондор» появились Ме-109 новой модификации с трехлопастным винтом изменяемого шага и 20-мм пушкой, то они превосходили И-16 всех модификаций и по всем параметрам. В схватке с такими истребителями летчики И-16 могли надеяться только на удачу и свое лётное мастерство. При атаке советские летчики использовали пикирование после половинного круга. Однако более скоростные «мессеры» всегда могли атаковать самолет противника во второй раз. Более подготовленные пилоты делали полкруга влево, давали максимальное ускорение своему двигателю и таким образом значительно ускоряли все эволюции в бою.

Для того чтобы выжить, советские летчики частенько имитировали боевые повреждения с уходом на предельно малую высоту, надеясь что противник сочтет их сбитыми и займется более достойными целями. Тогда же когда самолет был поврежден и дальнейшая борьба бессмысленна, то лётчик вводил самолет в пикирование и быстро раскрывал парашют, в этом случае парашют не требовал обычных 200 метров для своего раскрытия, как в медленном вертикальном прыжке. По некоторым подсчетам, лётчик мог выжить при раскрытии парашюта на высотах от 15 до 30 метров, однако чаще всего такие попытки оказывались смертельными.

* Здесь какая-то несуразица в исходном источнике. Bf.109E появились в Испании уже под занавес Гражданской войны, в январе-феврале 1939 года (а не 1938-го, как в тексте). При этом в реальных боевых действиях они поучаствовать не успели, а в боях с советскими лётчиками — тем более, поскольку советский лётный состав к этому моменту был уже выведен из страны.

 ПРОТИВ Ю-52

Во время решающего наступления мятежников на Мадрид у республиканцев отсутствовала истребительная авиация, которая не могла эффективно бороться с бомбардировщиками мятежников.

Однако появление новых истребителей И-15 и хорошо подготовленных советских летчиков ввело пилотов тихоходных транспортных Юнкерсов Ю-52, использовавшихся в качестве бомбардировщиков, в полный шок. К тому же правительственная авиация получила надежное наведение с стационарных постов на самом высоком здании столицы — Телефонике. Именно поэтому бомбардировочная авиация значительно сократила свои вылеты «из-за плохой погоды».
Еще больше поводов для паники добавило прибытие новейших И-16. Эти самолеты были типа 5 и первоначально они использовали тактику патрулирования на малой высоте. Кроме несомненного пропагандистского эффекта, это был эффективный тактический прием. Атака снизу для бомбардировщиков была практически всегда смертельной, к тому же именно внизу находилась непростреливаемая зона. Основной целью был естественно бомболюк — при удачном попадании самолет взрывался в воздухе. Первые самолеты были покрашены в серый цвет с черным двигателем, к тому же использовали «удары снизу», то естественно что они получили прозвище у франкистов «крыса».

Для того чтобы разбить компактную группу Юнкерсов, одна группа И-16 занималась истребителями прикрытия, а другая — самими бомбардировщиками. Во взаимодействии с И-15 И-16 расчленяли строй и занимались истребителями противника, в то время как лучше вооруженные «чато» расстреливали бомбардировщики.

ПРОТИВ ДОРНЬЕ До-17

Во время войны националисты использовали три типа этих бомбардировщиков. Два, обозначенные как E и F, были предназначены собственно для бомбардировок и несли только оборонительное вооружение, состоявшее из двух 7.9-мм пулеметов. Развивали эти самолеты скорость в 350 км/ч, в то время как разведывательная версия — P — развивала значительно большую скорость и была лучше вооружена. Борьба с этими бомбардировщиками полностью легла на плечи летчиков И-16, так как И-15 имели гораздо худшие характеристики.

Основной тактикой был набор высоты и атака сзади, где обзор заднего стрелка был значительно ограничен. Когда стрелок замечал атаку, он открывал огонь, который однако был весьма неточным. Главным уязвимым местом Дорнье сзади был переход от крыла к фюзеляжу, где находились топливные баки.

ПРОТИВ НЕ-111

Начиная с мая 1937 года (период начала утери республиканской авиацией господства в воздухе, большие невосполнимые потери самолетов и, главное, летчиков) атаки Хейнкелей стандартными приемами во многих случаях оказывалась неэффективными. И сразу по нескольким причинам:
— в первую очередь самолеты имели довольно большую скорость, которая давала возможность надежно прикрыть их истребителями сопровождения;
— с другой стороны, появилась вращающаяся верхняя пулеметная турель, которая в значительной степени перекрывала все ранее недоступные секторы обстрела;
— к тому же, самолет был спроектирован с учетом уже испанского опыта, при этом особое внимание было обращено на защиту двигателей и топливных баков. Вдобавок ШКАС не являлся видом оружия, способным нанести большие повреждения;

В результате единственной тактикой стало пикирование в лоб на один уровень с бомбардировщиком и попытка расстрелять незащищенные радиаторы или расстрелять экипаж в большом стеклянном носу. Вооружение в носу было аналогично До-17, соответственно и время реакции стрелка было ограниченно. Атака же в лоб требовала от летчика И-16 железных нервов, причем весьма ограниченное количество боеприпасов не давало шанса для повторной атаки. К тому же по нему открывали огонь сразу два стрелка, что резко уменьшало шансы на выживание, поэтому на такие атаки решались только хорошо подготовленные летчики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>