Война в Испании

Первоначально на И-16 воевали советские летчики. Впоследствии они начали постепенно заменяться испанцами, которые проходили обучение в Кировобадской летной школе. Некоторые республиканские летчики переучивались на И-16 прямо в Испании (например, американские наемники Фрэнк Тинкер и Альберт Баумлер, первоначально летавшие на И-15).

Несмотря на высокий боевой дух, многие республиканские летчики по своим боевым качествам (в основном из-за недостатка опыта) уступали немцам, летавшим в составе «Легиона Кондор». Это особенно любили подчеркивать немецкие летчики.

Вот как описал «встречу» с 4-й эскадрильей во время битвы за Эбро (конец октября 1938 года) немецкий ас Вернер Мёльдерс:

«Сегодня мы встретили в бою новые вражеские самолеты, весьма быстрые и обладающие отличной скороподъёмностью. Они спикировали на нас с высоты около восьми тысяч метров, используя тот же прием, что и мы, но вели себя не так агрессивно, как вели бы себя мы, увидев прямо перед носом врага. Некоторым нашим пилотам, атакованным противником, удалось вернуться на базу, получив всего несколько попаданий».

Тем не менее, республиканские летчики, набираясь боевого опыта, воевали весьма неплохо и добились большого количества побед.

После окончания войны часть республиканских летчиков попала в плен (где большинство было расстреляно), остальные пробились во Францию. Из лагерей для интернированных некоторые сумели попасть в СССР (кто смог сбежать, кто был выкуплен советским правительством). Эти беженцы получили в Советском Союзе жилье и работу; впоследствии многие из них сражались с фашизмом в рядах ВВС РККА и пополнили список своих побед.

Список побед лётчиков Испанской республики, воевавших на И-16
Имя лётчика Страна Число побед на И-16 (личных+групповых*) Примечания
Шестаков Л. Л. СССР 8+31
Грицевец С. И. СССР 30+7
Лакеев И. А. СССР 12+20
Мануэль Сарауса Клавер Испания 23 Командир 4-й АЭ (12.1937 — 06.1938), командир 21-й АЭ (с 06.1938).
Бобров В. И. СССР 13+4
Скляров В. И. СССР 7+9 Погиб 02.1938
Евсевьев И. И. СССР 4+12 Командир 5-й АЭ (с 07.1938)
Антонио Ариас Испания 9+6 Командир 4-й АЭ (с 06.1938)
Акуленко П. С. СССР 6+7
Коробков П. Т. СССР 6+6
Федосеев М. А. СССР 7
Хуан Ларио Испания 7
Денисов С. П. СССР 3+4
Соколов И. В. СССР 3+4
Тархов С. СССР 5+1
Франциско Тарасона Испания 6
Копец И. И. СССР 6
Ковенев Ф. Д. СССР 6 Погиб 11 марта 1938 г.
Кириллов А. И. СССР 5
Фрэнк Тинкер США 5 (8) Самоубийство (США, 1939).
Гусев А. И. СССР 4+1
Альберт Баумлер США 3 (5)
Жердев Н. Д. СССР 3 + н. д.
Панов А. Б. СССР 3
Черных С. А. СССР 3
Рафаэль Магринья Испания 1 (5) Погиб 18 августа 1937 г.

* в скобках дано общее количество побед на ТВД

Итог

Несмотря на храбрость и самоотверженность испанских летчиков, к концу войны воздушное господство захватили фашисты. Причин тут видится несколько:

— трудность доставки советской военной продукции (самолеты, запчасти, бензин, боеприпасы, др.) в Испанию из-за морской блокады фашистов, и, впоследствии, стран Комитета невмешательства;

— активная помощь фашистам (как техникой, так и специалистами) со стороны Италии и Германии при полном игнорировании этой помощи со стороны Комитета невмешательства;

— тактическое превосходство немецких летчиков из «Легиона Кондор»;

— недостаточная опытность республиканских пилотов;

— непоследовательная политика республиканского правительства Народного фронта.

Правительство Испанской республики рассматривалось «великими демократиями» как коммунистическое (хотя на самом деле ни одного коммуниста в его составе долгое время не было) и в связи с этим Англия и Франция не слишком спешили поддерживать его в борьбе против Франко. Это и предопределило дальнейшие события.

Тем не менее, даже у победившей республики было бы мало шансов остаться свободной. В 1938 — 1939 гг. немецкое командование на полном серьёзе рассматривало план оккупации республиканской Испании, который был бы реализован при поражении Франко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *