Война в Испании

Завершая разговор об истребителях националистов, следует упомянуть об итальянском моноплане Fiat G.50. Эта несколько запоздавшая «новинка» появилась в Испании в начале 1939 года в составе итальянской экспериментальной группы. Созданный фактически как противник И-16, «Фиат» так и не успел с ним встретиться в испанском небе: ВВС Испанской республики уже доживали свои последние дни.

*Сокращение «И-16 РЦФ-54» образовано по аналогии с сокращением «И-16 РЦФ-3», широко использовавшимся в советской литературе. Применяется на ресурсе исключительно по соображениям удобства и никаких исторических предпосылок не имеет.

Камуфляжные схемы
Heinkel He.51 Heinkel He.51
Fiar CR-32 Fiat CR.32
Messershmitt Bf.109B Messershmitt Bf.109B
Messershmitt Bf.109D-1 Вернера Мёльдерса, июнь 1937 г. Messershmitt Bf.109D-1 Вернера Мёльдерса, июнь 1937 года.
Messershmitt Bf.109E, начало 1939 года Messershmitt Bf.109E, начало 1939 года
Heinkel He.112 V-9, 1937 год Heinkel He.112 V-9, 1937 год
Fiat G.50 майора Бонзано, командира итальянской экспериментальной истребительной группы. Испания, март 1939 года. Fiat G.50 майора Бонзано, командира итальянской экспериментальной истребительной группы. Испания, март 1939 года.

Против бомбардировщиков

«Мессершмитт» садится на хвост «ишаку» (снимок сделан с борта франкистского бомбардировщика)

«Мессершмитт» садится на хвост «ишаку» (снимок сделан с борта франкистского бомбардировщика)

Эффективность использования И-16 против бомбардировщиков была поначалу сравнительно высока. Тихоходные Ju.52, изначально проектировавшиеся как транспортные, служили легкой мишенью для советских монопланов. И-16, патрулирующие на бреющем полете, обнаруживали «Юнкерсы» на фоне неба и атаковали их снизу-сзади из мертвой зоны, не оставляя франкистам никаких шансов. Поэтому «Юнкерсы» постепенно были переведены на ночные полеты.

Более достойным противником выглядел Do.17, появившийся весной 1937 года (получено двадцать бомбардировщиков Do.17E-1 и пятнадцать разведывательных Do.17F-1). Самолеты «Дорнье» развивали скорость порядка 350 км/ч. Борьба с Do.17 целиком легла на И-16, так как он был единственным республиканским истребителем, способным догнать этот бомбардировщик. Обычно атаки производились с задней полусферы, плохо обозреваемой и слабо защищенной.

История захвата «Хейнкеля-111»

«…Наши фронтовые разведчики донесли в штаб Военно-Воздушных Сил Республики, что в немецкой бомбардировочной группе из легиона «Кондор» запланирована смена лидера, того самого, который бомбил Гернику. Сменить лидера должен был такой же головорез, но ему предварительно предстояло ознакомиться с районом полетов, рельефом местности, линией фронта».

В 1937 году в «Легионе Кондор» также появились He.111 (вначале подразделению было передано тридцать Не.111 В-1, впоследствии это число выросло до девяноста пяти самолетов Не 111B-1, В-2 и тридцати пяти Не 111Е-1), потребовавшие пересмотра тактики перехвата. «Хейнкели» обладали большой скоростью, эффективной схемой вооружения и повышенной защитой уязвимых мест — двигателей и бензобаков. Кроме того, во время их появления авиация Испанской республики начала терять превосходство в воздухе и попытка преследования He.111 в горизонтальном полете быстро пресекалась истребителями сопровождения. Одним из вариантов борьбы с «Хейнкелем» была его атака «в лоб» после пикирования с высоты. С этого ракурса бомбардировщик был хуже защищен, а носовой стрелок не успевал отреагировать на атаку, кроме того, существовала возможность уничтожить экипаж, расположенный в носу самолета. Однако для использования такого приема летчик, сидящий за штурвалом И-16, должен был иметь хороший глазомер и стальные нервы. Дело в том, что из-за высокой суммарной скорости самолетов при выходе на оптимальную дистанцию оставалось всего около трёх секунд для ведения огня, после чего надо было отворачивать, чтобы не врезаться. За это время даже четыре ШКАСа И-16 тип 10 производят всего около ста сорока выстрелов, что с учётом рассеивания делает шансы на попадание весьма низкими. Кроме того, после выхода из атаки истребитель попадал под огонь сразу двух стрелков, которые имели прекрасную возможность его сбить.

13 августа 1938 года с помощью «ишаков» удалось принудить один «Хейнкель-111» к посадке. Впоследствии он был доставлен в СССР и тщательно изучен.

Сбитые истребителями франкистские скоростные бомбардировщики
Дата Сбитые бомбардировщики Самолёт, летчик, подразделение
6.07.1937 2 Do.17* Группа И-15
12.07.1937 Не.111* Группа И-15
август 1937 года 2 Do.17* Группа И-15
23.08.1937 2 Не.111 3-я и 4-я АЭ
26.08.1937 Не.111* М. Сарауса, А. Ариас
9.03.1938 Не.111 Клаберо, 4-я АЭ
25.04.1938 3 Не.111 3-я АЭ
5.09.1938 Не.111Е 5-я АЭ
ноябрь 1938 года Не.111 4-я АЭ
4.01.1939 Не.111 4-я АЭ

* по данным воспоминаний советских летчиков

Объёмы поставок

Сборка И-16 в Испании

Сборка И-16 в Испании

По одной из версий, всего до Испании дошло 422 И-16 (в том числе 129 И-16 тип 5, 157 И-16 тип 6 и 136 И-16 тип 10) и 4 УТИ-4. Поставки осуществлялись по воде, однако в 1938 году этот путь пришлось закрыть из-за активности фашистских и франкистских военных судов. Впоследствии вооружение стало морем прибывать во Францию, а затем по железным или автомобильным дорогам оно перевозилось к границе с Испанией. Правительство Франции периодически закрывало границу для поставок вооружения, поэтому часть его, в том числе и самолеты, так и не попало к республиканцам. По морю пришло 276 «ишаков», ещё часть была всё же пропущена через границу. Если судить по индексам И-16 (не забывая о том, что самолёты могли нумероваться «вразброс»), по самой смелой оценке их было не более трёхсот пятидесяти. Один из наиболее реальных вариантов — 293 машины, упоминаемые в испанских и некоторых советских источниках.

Испанское правительство пыталось организовать производство И-16 «на месте», на заводе SAF-15 в Аликанте. До конца 1938 года было произведено четыре самолета, представляющие собой тип 10, вооруженный двумя пулеметами. До конца войны было произведено ещё десять самолетов, однако в боях они использованы не были.

Камуфляжные схемы
И-16 тип 5 Сергея Тархова И-16 тип 5 Сергея Тархова, 1936 год.
И-16 тип 10 с двигателем РЦФ-54 Антонио Ариаса, командира 4 АЭ И-16 тип 10 с двигателем РЦФ-54 Антонио Ариаса, командира 4 АЭ

Тактико-технические характеристики И-16 и его основных противников в Испании
И-16 тип 5 И-16 тип 10 Heinkel He.51 Fiat CR.32 Bf.109B-1 Bf.109E-1 He.112B-1
Страна-изготовитель СССР СССР Германия Италия Германия Германия Германия
Год начала выпуска 1936 1938 1934 1936 1937 1939 1938
Год появления на ТВД 1936 1938 1936 1936 1937 1939 1939
Размах крыльев, м 9.00 9.00 11.00/11.00* 9.50/6.15* 9.85 9.87 9.10
Длина, м 5.99 6.07 9.10 7.41 8.55 8.74 9.30
Высота, м 3.25 3.25 3.90 2.63 2.45 2.40 3.80
Площадь крыльев, м2   14.54   14.54 27.20   22.12   16.40 16.20 17.00
Двигатель М-25А М-25В BMW-VI-7.3Z Fiat A.30 RA Jumo-210Da Daimler-Benz DB 601A Jumo-210Ea
Мощность, л.с. 730 750 750 600 680 1150 680
Вес самолёта, кг.
— пустого 1119 1327 1526 1454 1500 2014 1621
— взлётный 1508 1716 1970 1914 2150 2504 2250
Скорость, км/ч
— у земли 390 398 315 331 406 430
— на высоте 445 448 295 354 463 574 510
Скороподъёмность, м/мин 850 882 667 632 612 945 770
Практический потолок, м 9100 8470 7400 7700 8200 11000 8300
Дальность,км 540 525 550 780 690 665 1100
Время виража, с 14-15 16-18 24
Вооружение 2 7.62-мм пулемёта ШКАС 4 7.62-мм пулемёта ШКАС 2 7.9-мм пулемёта MG-17 2 12.7-мм пулемёта Breda-SAFAT** 3 7.9-мм пулемёта MG-17 2 20-мм пушки MG FF, 2 7.92-мм пулемёта MG-17 2 20-мм пушки MG FF, 2 7.92-мм пулемёта MG-17

* верхнего/нижнего

** на некоторых вариантах были дополнительно установлены два 7.7-мм пулемета, которые, впрочем, обычно снимались во время эксплуатации для облегчения самолета

Пилоты И-16

И-16 тип 10 4-й АЭ, 1938 год.

И-16 тип 10 4-й АЭ, 1938 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *