Война в Испании

С зимы 1936—1937 гг. ситуация в воздухе несколько изменилась. Фашистская авиация получила на вооружение новейший немецкий истребитель Messershmitt Bf.109. Этот самолет был направлен в Испанию практически сразу же после создания, заменяя бипланы Heinkel He.51. Первыми на помощь Франко были направлены прототипы Bf.109V и серийные Bf.109B. Превосходя И-16 в скорости (на 10-20 км/ч, в зависимости от высоты), имея вооружение такое же, как на И-16 тип 6, «мессер» существенно уступал нашему моноплану в скороподъёмности и маневренности. Тем не менее, он являлся сильным врагом. Отвечая на появление «Мессершмитта», с марта 1938 года СССР начал поставки в Испанию И-16 тип 10, который отличался усиленным вооружением (4 ШКАСа) и двигателем М-25В. У республиканцев он получил название «Super Mosca». Появление этой модификации позволило советским и республиканским летчикам сравнительно успешно воевать вплоть до появления в Испании новых модификаций «Мессершмитта» — Bf.109C, Bf.109D и Bf.109E. Всего франкистам было поставлено 128 экземпляров Bf.109, из них Bf.109V — 4 машины, Bf.109B — 39 машин, Вf.109С — 5 машин, Bf.109D — 36 машин, Вf.109Е — 44 машины (для сравнения: «Фиатов» CR.32 было поставлено 348 шт, «Хейнкелей-51» — 125 шт). Последний вариант, появившийся у франкистов весной 1939 года, существенно превосходил истребитель Поликарпова, и борьба с ним была бы непростым делом даже для опытных лётчиков. Однако реально до окончания гражданской войны в Испании успели собрать только половину из прибывших Bf.109E-1, которые практически не участвовали в боях и имели только несколько встреч с республиканскими истребителями в районе Мадрида.

Поставки «Мессершмиттов» в Испанию
Дата Количество Модификации
декабрь 1936 года 4 Bf.109V (V-3, V-4, V-5, V-6)
февраль 1937 года 15 Bf.109B-1
июль 1937 года 22 н. д.
март 1938 года 14 Bf.109B-2
5 Bf.109C-1
июнь 1938 года н. д. н. д. (возможно, Bf.109D)
январь-февраль 1939 года 40 (44?) Bf.109E-1 и Е-3

Разбитый Bf.109B-1 в поле восточнее Сантандера

Разбитый Bf.109B-1 в поле восточнее Сантандера

Важным преимуществом «ишачка», помогавшим бороться с «Мессершмиттами», был его радиальный мотор. Если двигателю Bf.109 иногда достаточно было одного попадания (например, в систему охлаждения), чтобы он отказал, М-25 мог «дотащить» лётчика до родного аэродрома даже при отказе двух-трёх цилиндров. Кроме того, его широкий «лоб» надёжно закрывал летчика от вражеских пуль. Командир четвертой эскадрильи И-16 Антонио Ариас в своих мемуарах пишет:

«Бои на Теруэльском фронте разгорались с небывалой силой. „Юнкерс” летали под усиленным прикрытием итальянских и немецких истребителей. Армады бомбардировщиков врага наносили ощутимые удары по портовым городам…

Перед очередным вылетом на сопровождение СБ я обратился к Сараусе с просьбой выделить из состава 1-й эскадрильи два звена. Он согласился без колебаний. Вместе с нашей 4-й эскадрильей поднялись в небо еще шесть „москасов”. Их вели Армандо Велилья и Педро Руэда.

Вражеские истребители появились на маршруте раньше, чем мы их ожидали. На этот раз навстречу нам шли „Мессершмитты”. В недалеком прошлом мы не однажды мерялись силами с ними, и пришли к убеждению, что особенно не понутру была для них лобовая атака. Причина понятна — на наших моторах защитная броня. У немецкого Ме-109 нос был остроконечный, и каким-то щитом летчику служить не мог.

Как мы и предполагали, лобовой атаки „мессеры” не выдержали. Они начали отворачивать в стороны, подставляя под огонь свои бока, и нам оставалось лишь нажмать на гашетки своих пулемётов. Приотставшая пара фашистских истребителей также не решилась на лобовую атаку, начала отворачивать вправо. Нажав на левую педаль, я поймал ведущего этой пары в прицел, и выпустил по нему очередь. Ме-109 загорелся и, вильнув из стороны в сторону, неудержимо пошел к земле, упав возле Кублы».

Самым большим недостатком И-16 по сравнению с «Мессершмиттами» поздних серий была даже не столько меньшая скорость, сколько низкая скороподъёмность и малая высотность двигателя. Из-за этого немецкие истребители на больших высотах были практически недосягаемы. Для того чтобы как-то повысить характеристики своих боевых машин, испанцы произвели любопытную операцию — создали «кустарную» модификацию И-16 тип 10.

Модифицированный И-16 Антонио Ариаса

Модифицированный И-16 Антонио Ариаса

Дело в том, что испанское правительство получило двадцать четыре «контрабандных» двигателя «Райт-Циклон» SGR 1820 F-54, оснащенных наддувом, а потому более мощных и высотных, чем М-25 (напомним, что сам М-25 является лицензионной копией двигателя SGR 1820 F-3). В августе 1938 года двенадцать этих двигателей были установлены на «ишаки» 4-й эскадрильи, после чего скороподъёмность истребителей существенно выросла. На машины также были поставлены кислородные приборы для полетов на большой высоте (с этого момента 4-ю эскадрилью стали называть «эскадрильей сосунков»). После проведения полётных испытаний на высотах до 8000 м оказалось, что смазка пулеметов замерзает и оружие перестает функционировать. Тогда была введена ещё одна техническая инновация, осуществлённая инженером Лопесом-Смитом: были смонтированы нагнетатели, подающие нагретый воздух от двигателя на пулемёты. 

18 сентября 1938 года 4-я эскадрилья в составе двенадцати И-16 РЦФ-54* «свалилась» с большой высоты на группу из шестнадцати Bf.109, в результате чего было сбито четыре «мессера». Всего в этом бою, в котором участвовали также И-15 и И-16 других подразделений, было уничтожено одиннадцать самолётов противника.

После начала участия И-16 4-й АЭ в боевых действиях немцы были шокированы. Они больше не могли чувствовать себя неуязвимыми на больших высотах. Хотя модифицированных И-16 было мало, настроение лётчиков «Легиона Кондор» было несколько подпорчено.

Помимо «мессеров», франкисты получили ещё несколько современных истребителей — монопланов Не.112. «Хейнкели», по боевым качествам уступавшие изделиям Вилли Мессершмитта, впервые появились у франкистов в ноябре 1936 года, когда в Испанию на испытания был отправлен прототип He.112 V-6. Самолёт воевал в составе штурмовой группы сначала на Северном (до начала июля 1937 года), а потом и на Центральном фронте. 19 июля 1937 года его карьера закончилась: во время посадки заклинило двигатель и самолёт разбился. За этот период «Хейнкель» неплохо проявил себя как штурмовик (благодаря пушечному вооружению), но в боях с истребителями не участвовал. С апреля по август 1937 года в Испании побывал другой прототип, He.112 V-9, который также ни разу не поучаствовал в воздушном бою.

В ноябре 1938 года — январе 1939 года националистами была сформирована истребительная группа 5-G-5, получившая серийные He.112 B-1 и B-2 (девятнадцать самолётов). Переучивание на новые самолеты было закончено 17 января 1939 года. Однако к этому моменту республиканская авиация уже не представляла собой организованную силу, поэтому Не.112 в основном занимались штурмовкой. Однако воздушные схватки с республиканцами все же были зарегистрированы и окончились со счетом 1:1. 19 января 1939 года, во время первого боевого вылета «Хейнкелей», командир части Гарсиа Пардо сбил «ишак». Через два дня один He.112 был сбит Лусианом Табернеро Херреро на И-16 тип 10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *