Война в Испании

«Мы вдруг поняли всю серьезность положения. Наши старые „Хейнкели-51” были слишком медлительны по сравнению с этими новыми „крысами”. Это казалось невероятным, но они поднимались выше нас и могли играть с нами, как им захочется»

Отто-Хайнрих фон Ховальд, лётчик «Легиона Кондор»

Краткая история событий

17 июля 1936 года радио из Марокко передало в эфир: «Над всей Испанией безоблачное небо». Эта фраза была сигналом к началу фашистского мятежа, направленного против правительства Народного фронта.Над Испанской республикой нависла угроза. В первые дни франкистов удалось победить на большей части территории страны. В целом, большая часть населения осталась верным правительству. Однако страны «оси», Италия и Германия, не остались в стороне. Они начали поставлять Франко новейшее вооружение: орудия, винтовки, пулемёты, истребители и бомбардировщики. Кроме того, в боях на стороне мятежников участвовали регулярные пехотные и авиационные подразделения Италии. Было создано соединение «Легион Кондор», укомплектованное немецкими самолётами и лётными кадрами. Все это позволило фашистам перейти в наступление и одержать ряд побед над армией республиканцев, страдающей от нехватки вооружения и квалифицированных офицеров. К ноябрю 1936 года франкисты подошли к Мадриду.

Франкистский бомбардировщик «Савойя-81» сбрасывает бомбы, на заднем плане видны «Фиаты» эскорта

Франкистский бомбардировщик «Савойя-81» сбрасывает бомбы, на заднем плане видны «Фиаты» эскорта

Хотя практически вся авиация осталась верна Народному фронту, это немного дало республиканцам: довоенные военно-воздушные силы Испании были малочисленны и состояли из давно устаревших машин, многие из которых относились к периоду первой мировой войны. В небе господствовали «Хейнкели» и «Фиаты» под управлением немецких и итальянских лётчиков, пресекая любые попытки республиканских бомбардировщиков атаковать фашистские войска, в то время как «Юнкерсы» и «Савойи» беспрепятственно подвергали Мадрид бомбёжке. Ситуация была критической.

Англия, Франция и США вели политику невмешательства: они не только не помогали законному правительству, но еще и препятствовали помощи со стороны других государств, сквозь пальцы глядя на активную поставку вооружений противоположной стороне. Возмущённые этим попустительством мятежникам, в Испанию устремлялись добровольцы многих стран (США, Франции, Англии, Польши, Чехословакии, Германии). Однако без оружия их желание отдать свою жизнь за борьбу с контрреволюцией не могло остановить Франко.

Карта театра военных действий

Перейти к карте ТВД

Ситуация кардинально изменилась, когда поддержку Испанской республике начал оказывать Советский Союз. В Испанию поехали советские добровольцы: летчики, танкисты, кавалеристы. С конца октября 1936 года начало прибывать советское вооружение. 4 ноября в воздухе появились бипланы И-15, по возможностям не уступавшие фашистским самолётам-истребителям. Однако из-за количественного превосходства противника они не смогли сразу добиться перелома ситуации в свою пользу.

В составе груза транспорта «Курск», прибывшего 25 октября, была партия истребителей И-16 тип 5 (шестнадцать машин). Ещё пятнадцать истребителей пришло на следующий день на транспорте «Благоев». Вместе с самолётами прибыла партия летчиков из 1-ой авиабригады (г. Брянск), а также авиационный бензин, масло, боеприпасы, несколько бензозаправщиков и стартерных установок. Группу из наших лётчиков, собранных в три эскадрильи, возглавил капитан Тархов.

Как позже впоминал Г. Н. Захаров, являющийся одним из лётчиков-истребителей, прибывших вместе с первой партией И-15, «мы знали, что (в Алькалу) прибыла ожидаемая нами вторая группа советских летчиков-добровольцев и что эта группа будет воевать вместе с нами в мадридском секторе на истребителях И-16. Известие о прибытии И-16 несколько сгладило тяжёлые впечатления последних боев: теперь мы уже представляли солидную силу и у нас появились шансы стать хозяевами в мадридском небе. Ведь до сих пор мы только сдерживали авиацию противника, теперь же нам были по плечу и более сложные задачи».

Через четыре дня после прибытия самолёты были собраны, облетаны и подготовлены к боям. 9 ноября 1936 года советские истребители вступили в бой. Сбито четыре He.51 без потерь. Новый истребитель получил среди республиканцев прозвище «Моска» (исп. «муха»).

И-16 в боях

И-16 одного из республиканских подразделений

И-16 одного из республиканских подразделений

Сильные стороны И-16, заложенные в проект во время его создания, проявились в Испании в полной мере. Истребитель Поликарпова превосходил вражеские истребители по скорости на 60-80 км/ч, по скороподъёмности — приблизительно на 200 м/с. Его потолок также был достаточно высок. Кроме того, И-16 стал первым истребителем, способным вести бои на вертикали. Бипланы Франко не могли на равных бороться с советским истребителем. Фашистским пилотам рекомендовалось не вступать в бои с И-16, не имея численного преимущества. Но даже в последнем случае победа далеко не всегда оставалась за мятежниками.

Лётчик С. И. Грицевец, впоследствии дважды Героя Советского Союза, применил на И-16 новую тактику воздушного боя, названную «соколиный удар». Она заключалась в пикировании на строй вражеских самолетов, атаки и ухода по вертикали. 14 августа 1938 года группа самолётов, которой командовал Грицевец, впервые в воздушном бою выполнила «соколиный удар». Атака была настолько неожиданной и ошеломляющей для врага, что неприятельская группа потеряла управление. На землю упало несколько вражеских машин, объятых пламенем. Группа Грицевца в полном составе возвратилась на аэродром.

Еще один тактический прием, использовавшийся пилотами И-16, состоял в следующем: «ишачки» на бреющем полете скрытно подходили к формации вражеских самолетов и атаковали ее снизу. Этот приём попортил много крови франкистским пилотам, для которых он обычно оказывался полной неожиданностью. Считается, что как раз тогда И-16 и получил от врага прозвище «Rata» (исп. «крыса»): во время атаки казалось, что республиканские истребители выскакивают прямо из-под земли.

Естественно, были у И-16 и недостатки. Основным можно назвать слабое вооружение. На И-16 тип 5, первоначально поступивших в Испанию, устанавливались два пулемёта ШКАС. Не уступая немецкому He.51 (который был вооружен также двумя пулемётами винтовочного калибра, к тому же уступавшими советским по скорострельности), «ишачок» отставал в этом плане от одного из своих главных противников, Fiat CR.32, оснащённого двумя крупнокалиберными пулемётами. Кроме того, выяснилось, что двух ШКАСов, вопреки существовавшим ранее представлениям, явно недостаточно для эффективной борьбы с самолётами противника. Также был выявлен ряд других недоработок. В частности, протектирование бензобаков оказалось недостаточно эффективным, бронеспинка была слишком тонкой и пробивалась крупнокалиберными пулями, возникали затруднения с фонарем (его забрызгивало маслом во время полета, и во время боя подвижная часть иногда произвольно задвигалась, что побуждало летчиков летать с открытым фонарем). Моторы М-25 из-за жары, пыли и интенсивной эксплуатации быстро выходили из строя.

7 мая 1937 года в Испанию прибыла вторая партия И-16 тип 5, состоявшая, как и первая, из тридцати одного самолёта. 21 мая к общему количеству добавилось еще семнадцать аналогичных машин, а также четыре УТИ-4. К этому времени летный состав пополнился советскими (в основном из 142-й авиабригады, г. Бобруйск) и испанскими летчиками (которые ранее проходили переучивание на И-16 в лётной школе в Кировобаде). Во время облёта машин был обнаружен крупный конструкционный дефект, повлекший за собой гибель нескольких лётчиков: при интенсивном пилотировании из-за недостаточной прочности крыльев их концевая часть разрушалась и самолет терял управление. В следующих партиях И-16 этот недостаток был устранен. 10 августа 1937 года прибыла очередная партия, на этот раз состоящая из шестидесяти двух истребителей. В этом же году были присланы тридцать И-16 тип 6,отличавшиеся форсированным двигателем М-25А и открытой кабиной.

Бой Сергея Черных с «Мессершмиттом»

«…Фашистская авиация накапливала силы. В воздухе у них появился новый немецкий истребитель „Мессершмитт-109”. Этих машин мы еще не знали. Фашистская пропаганда наделала много шума вокруг „мессершмиттов”. Истребитель, если можно было верить противнику, не имел себе равных».

Bf.109B

Bf.109B

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *