Война в Испании

«Мы вдруг поняли всю серьезность положения. Наши старые „Хейнкели-51” были слишком медлительны по сравнению с этими новыми „крысами”. Это казалось невероятным, но они поднимались выше нас и могли играть с нами, как им захочется»

Отто-Хайнрих фон Ховальд, лётчик «Легиона Кондор»

Краткая история событий

17 июля 1936 года радио из Марокко передало в эфир: «Над всей Испанией безоблачное небо». Эта фраза была сигналом к началу фашистского мятежа, направленного против правительства Народного фронта.Над Испанской республикой нависла угроза. В первые дни франкистов удалось победить на большей части территории страны. В целом, большая часть населения осталась верным правительству. Однако страны «оси», Италия и Германия, не остались в стороне. Они начали поставлять Франко новейшее вооружение: орудия, винтовки, пулемёты, истребители и бомбардировщики. Кроме того, в боях на стороне мятежников участвовали регулярные пехотные и авиационные подразделения Италии. Было создано соединение «Легион Кондор», укомплектованное немецкими самолётами и лётными кадрами. Все это позволило фашистам перейти в наступление и одержать ряд побед над армией республиканцев, страдающей от нехватки вооружения и квалифицированных офицеров. К ноябрю 1936 года франкисты подошли к Мадриду.

Франкистский бомбардировщик «Савойя-81» сбрасывает бомбы, на заднем плане видны «Фиаты» эскорта

Франкистский бомбардировщик «Савойя-81» сбрасывает бомбы, на заднем плане видны «Фиаты» эскорта

Хотя практически вся авиация осталась верна Народному фронту, это немного дало республиканцам: довоенные военно-воздушные силы Испании были малочисленны и состояли из давно устаревших машин, многие из которых относились к периоду первой мировой войны. В небе господствовали «Хейнкели» и «Фиаты» под управлением немецких и итальянских лётчиков, пресекая любые попытки республиканских бомбардировщиков атаковать фашистские войска, в то время как «Юнкерсы» и «Савойи» беспрепятственно подвергали Мадрид бомбёжке. Ситуация была критической.

Англия, Франция и США вели политику невмешательства: они не только не помогали законному правительству, но еще и препятствовали помощи со стороны других государств, сквозь пальцы глядя на активную поставку вооружений противоположной стороне. Возмущённые этим попустительством мятежникам, в Испанию устремлялись добровольцы многих стран (США, Франции, Англии, Польши, Чехословакии, Германии). Однако без оружия их желание отдать свою жизнь за борьбу с контрреволюцией не могло остановить Франко.

Карта театра военных действий

Перейти к карте ТВД

Ситуация кардинально изменилась, когда поддержку Испанской республике начал оказывать Советский Союз. В Испанию поехали советские добровольцы: летчики, танкисты, кавалеристы. С конца октября 1936 года начало прибывать советское вооружение. 4 ноября в воздухе появились бипланы И-15, по возможностям не уступавшие фашистским самолётам-истребителям. Однако из-за количественного превосходства противника они не смогли сразу добиться перелома ситуации в свою пользу.

В составе груза транспорта «Курск», прибывшего 25 октября, была партия истребителей И-16 тип 5 (шестнадцать машин). Ещё пятнадцать истребителей пришло на следующий день на транспорте «Благоев». Вместе с самолётами прибыла партия летчиков из 1-ой авиабригады (г. Брянск), а также авиационный бензин, масло, боеприпасы, несколько бензозаправщиков и стартерных установок. Группу из наших лётчиков, собранных в три эскадрильи, возглавил капитан Тархов.

Как позже впоминал Г. Н. Захаров, являющийся одним из лётчиков-истребителей, прибывших вместе с первой партией И-15, «мы знали, что (в Алькалу) прибыла ожидаемая нами вторая группа советских летчиков-добровольцев и что эта группа будет воевать вместе с нами в мадридском секторе на истребителях И-16. Известие о прибытии И-16 несколько сгладило тяжёлые впечатления последних боев: теперь мы уже представляли солидную силу и у нас появились шансы стать хозяевами в мадридском небе. Ведь до сих пор мы только сдерживали авиацию противника, теперь же нам были по плечу и более сложные задачи».

Через четыре дня после прибытия самолёты были собраны, облетаны и подготовлены к боям. 9 ноября 1936 года советские истребители вступили в бой. Сбито четыре He.51 без потерь. Новый истребитель получил среди республиканцев прозвище «Моска» (исп. «муха»).

И-16 в боях

И-16 одного из республиканских подразделений

И-16 одного из республиканских подразделений

Сильные стороны И-16, заложенные в проект во время его создания, проявились в Испании в полной мере. Истребитель Поликарпова превосходил вражеские истребители по скорости на 60-80 км/ч, по скороподъёмности — приблизительно на 200 м/с. Его потолок также был достаточно высок. Кроме того, И-16 стал первым истребителем, способным вести бои на вертикали. Бипланы Франко не могли на равных бороться с советским истребителем. Фашистским пилотам рекомендовалось не вступать в бои с И-16, не имея численного преимущества. Но даже в последнем случае победа далеко не всегда оставалась за мятежниками.

Лётчик С. И. Грицевец, впоследствии дважды Героя Советского Союза, применил на И-16 новую тактику воздушного боя, названную «соколиный удар». Она заключалась в пикировании на строй вражеских самолетов, атаки и ухода по вертикали. 14 августа 1938 года группа самолётов, которой командовал Грицевец, впервые в воздушном бою выполнила «соколиный удар». Атака была настолько неожиданной и ошеломляющей для врага, что неприятельская группа потеряла управление. На землю упало несколько вражеских машин, объятых пламенем. Группа Грицевца в полном составе возвратилась на аэродром.

Еще один тактический прием, использовавшийся пилотами И-16, состоял в следующем: «ишачки» на бреющем полете скрытно подходили к формации вражеских самолетов и атаковали ее снизу. Этот приём попортил много крови франкистским пилотам, для которых он обычно оказывался полной неожиданностью. Считается, что как раз тогда И-16 и получил от врага прозвище «Rata» (исп. «крыса»): во время атаки казалось, что республиканские истребители выскакивают прямо из-под земли.

Естественно, были у И-16 и недостатки. Основным можно назвать слабое вооружение. На И-16 тип 5, первоначально поступивших в Испанию, устанавливались два пулемёта ШКАС. Не уступая немецкому He.51 (который был вооружен также двумя пулемётами винтовочного калибра, к тому же уступавшими советским по скорострельности), «ишачок» отставал в этом плане от одного из своих главных противников, Fiat CR.32, оснащённого двумя крупнокалиберными пулемётами. Кроме того, выяснилось, что двух ШКАСов, вопреки существовавшим ранее представлениям, явно недостаточно для эффективной борьбы с самолётами противника. Также был выявлен ряд других недоработок. В частности, протектирование бензобаков оказалось недостаточно эффективным, бронеспинка была слишком тонкой и пробивалась крупнокалиберными пулями, возникали затруднения с фонарем (его забрызгивало маслом во время полета, и во время боя подвижная часть иногда произвольно задвигалась, что побуждало летчиков летать с открытым фонарем). Моторы М-25 из-за жары, пыли и интенсивной эксплуатации быстро выходили из строя.

7 мая 1937 года в Испанию прибыла вторая партия И-16 тип 5, состоявшая, как и первая, из тридцати одного самолёта. 21 мая к общему количеству добавилось еще семнадцать аналогичных машин, а также четыре УТИ-4. К этому времени летный состав пополнился советскими (в основном из 142-й авиабригады, г. Бобруйск) и испанскими летчиками (которые ранее проходили переучивание на И-16 в лётной школе в Кировобаде). Во время облёта машин был обнаружен крупный конструкционный дефект, повлекший за собой гибель нескольких лётчиков: при интенсивном пилотировании из-за недостаточной прочности крыльев их концевая часть разрушалась и самолет терял управление. В следующих партиях И-16 этот недостаток был устранен. 10 августа 1937 года прибыла очередная партия, на этот раз состоящая из шестидесяти двух истребителей. В этом же году были присланы тридцать И-16 тип 6,отличавшиеся форсированным двигателем М-25А и открытой кабиной.

Бой Сергея Черных с «Мессершмиттом»

«…Фашистская авиация накапливала силы. В воздухе у них появился новый немецкий истребитель „Мессершмитт-109”. Этих машин мы еще не знали. Фашистская пропаганда наделала много шума вокруг „мессершмиттов”. Истребитель, если можно было верить противнику, не имел себе равных».

Bf.109B

Bf.109B

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>