Японо-китайская война

Начиная с марта 1942 года китайские авиационные части начали пересаживаться на американские истребители; уцелевшие советские И-16 и И-153 стали передавать лётным школам, где они служили до 1943—1944 года. Несколько дольше послужили китайские УТИ-4, которые широко использовались для обучения летного состава и начали списываться к 1945 году, когда их заменили американские аналоги.

Из воспоминаний Сабуро Сакаи

«Пятнадцать наших истребителей вылетели из Цзюцзяна утром 22 мая [1938 г.] и после набора высоты разбились на пять звеньев по три самолета, принявших строй клина. Видимость была великолепной. Полуторачасовой полет от нашей базы на северо-запад к Ханькоу напоминал увеселительную прогулку. Ни один самолет не взлетел на перехват, и ни одна зенитка не потревожила нашего пребывания в воздухе. Не верилось, что внизу полыхает война».

И-16 китайского производства

До начала советской военной помощи в Китае находилось несколько небольших заводов по производству истребителей. В Наньчане, например, находился завод по производству истребителей Fiat. Известно также о попытках наладить из запчастей сборку бипланов Curtiss Hawk III.

Вскоре после начала поставок советской авиационной техники китайское правительство решило разместить у себя производство советских самолетов. 9 июля 1938 года посол Китая в СССР Ян Цзэ обсуждал этот вопрос с советским правительством. 11 августа 1939 года между СССР и Китаем подписан протокол о строительстве самолетосборочного завода в районе Урумчи. Протоколом предусматривалась сборка на заводе до 300 И-16 в год из советских частей, деталей и узлов. Первая очередь завода была закончена 1 сентября 1940 года. В советских документах завод получил наименование «авиазавод №600». Однако китайцам произведенные в Урумчи И-16 (по-видимому, там производили тип 5 и УТИ-4) так и не достались. В апреле 1941 года на заводе находилось 143 законсервированных И-16, хранящихся там уже в течении 6-8 месяцев. Тогда же и появилось решение о возвращении этих самолетов в Союз. Возвращение началось уже после начала войны. Машины собирались, облетывались, камуфлировались, после этого следовала приемка военными летчиками и перегонка в Алма-Ату. К 1 сентября перегнали 111 самолетов, один И-16 был потерян в горах. Оставшиеся 30 И-16 и 2 УТИ-4 ушли в Алма-Ату до конца года. В течение 1941-42 годов завод №600 занимался изготовлением отдельных агрегатов для И-16, однако новых самолетов здесь так и не строили.

Советские добровольцы позируют на фоне И-16

Советские добровольцы позируют на фоне И-16. Обратите внимание на увеличенные обтекатели крыльевого вооружения, не характерные для советских моделей И-16. Возможно, что это «Чань-28-I». 

Существуют также данные, что китайцы освоили нелицензионное производство «ишаков» на базе итало-китайского предприятия SINAW в Наньчане. 9 декабря 1937 года производство там было свернуто по приказу Муссолини. Станочный парк завода SINAW сумели по речным путям эвакуировать в Чунцин в первой половине 1939 года. Станки установили в пещере длиной 80 и шириной 50 м. Обустройство нового завода заняло год, предприятие получило название «2-е авиационные производственные мастерские ВВС». Работа по подготовке выпуска копий истребителей И-16 началась еще до прибытия станков с завода фирмы SINAW. Китайский И-16 получил обозначение «Чань-28 Чиа»: чань — древний китайский феодальный кодекс чести; «28» — год с момента основания республики Китай, 1939 год от рождества Христова; «чиа» — «первый». По-другому обозначение можно записать как «Чань-28-I». Чертежи, как и в Испании, снимались с деталей «живых» истребителей И-16. Не хватало станков, а влажность в пещерах достигала 100%. Исходя из реальных условий, полностью изменили технологию выклейки монококовой обшивки фюзеляжа. Методы контроля качества продукции оставались примитивными и занимали много времени. Металлические лонжероны, шасси и колеса — советского производства, их предполагалось демонтировать с неисправных самолетов. Двигатели — М-25 с неисправных И-152 и И-16, использовались и моторы Wright-Cyclone SR-1820 F-53 взлетной мощности 780 л. с. (они стояли на китайских бипланах «Хок-III»). Двухлопастные воздушные винты поставлялись из Советского Союза в комплектах ЗИП к истребителям И-16, кроме того винты «Гамильтон Стандарт» можно было снять с истребителей «Хок-II». Вооружение — два крупнокалиберных пулемета «Браунинг». Сборка первого истребителя Чань-28-I началась в декабре 1938 года, завершили первый самолет только в июле 1939 года. Самолёт получил заводской номер Р 8001. Истребитель прошел всесторонние наземные проверки, прежде чем впервые оторвался от земли. Лётные испытания завершились успешно. Насколько известно, построили всего два одноместных истребителя Чань-28-I. С появлением в небе Китая истребителей «Зеро» и без того не слишком большая результативность китайских пилотов на И-16 упала почти до нуля. Не имело смысла делать массовым заведомо устаревший истребитель.

Кроме того, в период с 1940 по 1944 гг. китайцы построили примерно 30 копий УТИ-4, самолёты обозначались «Чань 28 Чиа», как и одноместные И-16 местной сборки.

Камуфляжные схемы
И-16 тип 5 одного из подразделений советских лётчиков-интернационалистов И-16 тип 5 одного из подразделений советских лётчиков-интернационалистов
И-16 тип 5 Лью Чи-Шеня. 21-й чаньтай IV татуя. Ханькоу, март 1938 года И-16 тип 5 Лью Чи-Шеня. 21-й чаньтай IV татуя. Ханькоу, март 1938 года.
И-16 тип 10 командира 23-го чаньтая, 1938—1939 гг. Эта часть летала в основном на И-15бис И-16 тип 10 командира 23-го чаньтая, 1938—1939 гг. Эта часть летала в основном на И-15бис.
Чань-28 Чиа. Аэродром Куннинь, 1942 год Чань-28 Чиа. Аэродром Куннинь, 1942 год.
Тактико-технические характеристики И-16 и его основных противников в Китае
И-16 тип 5 И-16 тип 10 Японская авиация флота Японская армейская авиация
Nakajima A4M Mitsubishi A5M Mitshubishi A6M2 Kawasaki Ki.10-II Nakajima Ki.27 Nakajima Ki.43-IIb
Страна-изготовитель СССР СССР Япония Япония Япония Япония Япония Япония
Год начала выпуска 1936 1938 1935 1937 1940 1935 (1937**) 1937 1941 (1943**)
Год появления на ТВД 1937 1938 1937 1937 1940 1937 1938 1943
Размах крыльев, м 9.00 9.00 10.00/н. д.* 11.00 12.00 10.02/н. д.* 11.31 10.84
Длина, м 5.99 6.07 6.64 7.57 9.06 7.55 7.53 8.92
Высота, м 3.25 3.25 3.07 3.27 3.05 3.00 3.25 3.27
Площадь крыльев, м2 14.54 14.54 22.89 17.80 22.44 23.00 18.56 21.40
Двигатель М-25А М-25В Nakajima Hikari Nakajima Kotobuki-4 Nakajima NK1F Sakae-12 Kawasaki Ha-9-IIb «Армейский тип 97» Nakajima Ha-115
Мощность, л.с. 730 750 730 785 950 850 710 1150
Вес самолёта, кг.
— пустого 1119 1327 1276 1216 1680 1360 1110 1910
— взлётный 1508 1716 1760 1671 2410 (2796) 1740 1790 2590 (2925)
Скорость, км/ч
— у земли 390 398 н. д. н. д. н. д. н. д. н. д. н. д.
— на высоте 445 448 350 430 525 400 470 530
Скороподъёмность, м/мин 850 882 н. д. 588 800 н. д. 920 880
Практический потолок, м 9100 8470 7740 9800 10000 11150 10000 11200
Дальность,км 540 525 845 1200 3050 1100 627 720
Время виража, с 14-15 16-18 н. д. н. д. н. д. н. д. 8 н. д.
Вооружение 2 7.62-мм пулемёта ШКАС 4 7.62-мм пулемёта ШКАС 2 7.7-мм пулемёта «тип 89» 2 7.7-мм пулемёта «тип 89» 2 20-мм пушки «тип 99», 2 7.7-мм пулемёта «тип 97» 2 7.7-мм синхронных пулемёта «тип 89» 2 7.7-мм синхронных пулемёта «тип 89» 2 12.7-мм пулемёта «тип 1»

* верхнего/нижнего

** год начала выпуска данной модификации

Список побед лётчиков, воевавших на И-16
Имя лётчика Страна Число побед на И-16 (личных+групповых*) Примечания
Благовещенский А. С. СССР 7+20**
Губенко А. А. СССР 7
Коккинаки К. СССР 7
Супрун С. П. СССР 6+0
Кравченко Г. П. СССР 6
Кудымов Д. А. СССР 4
Лью Чи Шень Китай 3+1 (10+2)
Федоров И. Е. СССР 2**
Као Ю-Чин Китай 1+0 (1+1)
Чэнь Чжаоцзи Китай по крайней мере 1+0 командир 41-го чаньтая
Грицевец С. И. СССР 1
Конев Г. Н. СССР 1
Тен Мин-Те Китай 0+1 (2)

* в скобках дано общее количество побед на ТВД

** тип самолёта установлен недостоверно