Эксплуатация трофеев и небольших партий

Помимо красных звёзд ВВС РККА, двенадцатилучевых белых звёзд Гоминьдана и полосатых кокард Испанской республики, «ишаки» носили на себе обозначения и других стран. В некоторых военно-воздушных силах И-16 был принят на вооружение, в ряде других — проходил испытания как самолет вероятного (или действительного) противника.

Первым И-16, попавшим к франкистам, стал И-16 тип 5, захваченный в марте 1938 года. Он получил код 1W-1 и был перегнан на аэродром Севилья-Таблада, где один из франкистских лётчиков совершил на нем несколько полетов. 15 июля этого же года летчик Хосе Луис Арести, только что вернувшийся в Испанию после прохождения курса обучения в Кировобадском авиационном училище, перегнал свой «ишак» к франкистам. Еще один И-16 достался франкистам 13 сентября 1938 года, когда сержант Андреc Фиерро Мена из 3-й АЭ заблудился и по ошибке сел на вражеский аэродром (его самолёт, по некоторым данным, носил номер СМ-141).

С захваченных самолётов убирались все республиканские обозначения, киль вместо республиканского флага получал окраску в виде чёрного креста на белом фоне. До 1945 года истребители несли коды в соответствии с системой, принятой националистами ещё во время гражданской войны: тип самолёта, затем его индивидуальный номер. И-16 с кодом 1W-1Истребителю И-16 был присвоен код типа 1W, буква W указывала на то, что самолёт трофейный (это обозначение сохранялось и для И-16, произведённых уже после победы националистов). Обозначение наносилось на фюзеляже.

И-16 тип 5 в Марокко, 1939 год

И-16 тип 5 в Марокко, 1939 год

После победы Франко из трофейных «ишаков» была сформировано авиационное подразделение Grupo 28, базирующееся на аэродроме в Майорке и имеющее 22 И-16. Впоследствии было произведено и доведено до летного состояния еще 30 самолетов. И-16 имели обозначения от 1W-1 до 1W-52. Первые 22 трофейных И-16 поступили на вооружение группы 1W, затем обозначение группы изменилось на Grupo 28 de Caza. Группа базировалась на аэродроме Сан-Хуан на острове Майорка. Осенью 1940 года все И-16 были переведены в Севилью, где летали в составе Grupo 26 (22-я смешанная истребительная группа, 22 Regimiento Mixto de Caza, имеющая также «Фиаты»).

Камуфляжные схемы
И-16 тип 5, захваченный франкистамиИ-16 тип 5, захваченный франкистами И-16 тип 5, захваченный франкистами. Автор второго рисунка — Сергей Ершов.
И-16 тип 10 аса националистов Хоакина Гарсии МоратоИ-16 тип 10 аса националистов Хоакина Гарсии Морато И-16 тип 10 аса националистов Хоакина Гарсии Морато. Автор второго рисунка — Сергей Ершов.
Этот И-16 тип 5 использовался для выполнения показательных полетов после           окончания гражданской войны. Этот И-16 тип 5 использовался для выполнения показательных полетов после окончания гражданской войны.
И-16 тип 10 истребительной школы националистов в Мороне. И-16 тип 10 истребительной школы националистов в Мороне.
И-16 тип 10 26-й группы, 1944-1945 гг. И-16 тип 10 26-й группы, 1944-1945 гг. И-16 тип 10 26-й группы, 1944-1945 гг. Автор второго рисунка — Сергей Ершов.
И-16 тип 10 26-й группы, 1944—1945 гг. И-16 тип 10 26-й группы, 1944—1945 гг.

В 1945 году ВВС Испании перешли на новую систему обозначения. «Рата» получила индекс С.8. Grupo 26 примерно в это же время была переименована в Grupo 22. Изменилась и окраска — светло-голубой низ, верх и боковые поверхности песочного цвета с зёлеными камуфляжными пятнами неправильной формы. Опознавательные знаки в виде красно-желтых кокард наносились на борта фюзеляжа и верхние и нижние поверхности плоскостей крыла. Идентификационный код представлял собой обозначение «С.8», за которым следовал старый номер самолета, ещё со времен группы 1W, к примеру — «С.8-25». Код наносился на киле.

В 1947 году оставшиеся И-16 (пригодных к полетам было 15 штук, еще некоторое количество находилось в ремонте) было решено модернизировать. Работа проводилась капитаном Тордесильясом из авиаремонтных мастерских в Севилье. Вот как описывал сложившуюся ситуацию сам Тордесильяс:

«Прежде всего собрал все самолеты данного типа в Севилье на базе Maestranza Aerea. Те, которые способны летать — перегнали по воздуху, остальные — доставили по реке. Я облетал истребитель „С.8-43”, эта машина с технической точки зрения считалась одной из лучших. Фюзеляж самолета был окрашен в голубой цвет, капот — цвета металла. В наборе высоты на истребителе сильно грелся двигатель, топливо сгорало не полностью, из-за чего за машиной в полете тянулся шлейф черного дыма. Итак, я понял: первым делом требуется улучшить охлаждение двигателя.

И-16 с кодом 1W-6

И-16 с кодом 1W-6

Произошел случай, когда при взлёте с мокрого травянистого поля Таблады самолёт начал заваливаться на левое крыло. Тенденцию к опрокидыванию я парировал, изменяя режим работы двигателя. Самолёт трижды пытался завалиться на крыло. Я смог взлететь только на максимальных оборотах двигателя, дав до упора правую ногу. На сей раз „Рата” чудом не чиркнула по земле уже правым крылом. Я понял — следует обратить внимание на улучшение управляемости самолета на земле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>