В бою против истребителей Оси

Как уже упоминалось ранее, «ишак», которому в принципе уже следовало отправляться на покой, в 1941 году вынужден был опять вступить в бой. В небе произошла знаменательная встреча двух давних противников: советского И-16 и немецкого Bf.109. Однако если уже в 1940 году производство советского истребителя начало сворачиваться, «Мессершмитт» был в самом расцвете сил. Помимо Bf.109E, появившегося ещё в Испании, враг обладал большим количеством Bf.109F. По основным лётным данным «Фридрих» оказался лучше, чем любой из наших новых истребителей.

Итак, на момент 22-го июня 1941 года большая часть истребительных подразделений Люфтваффе перевооружилась на Bf.109F. «Эмили», то есть «Мессершмитты» серии Е, широко использовались в основном на второстепенных фронтах и были убраны из подразделений первой линии к середине 1942 года. Качественное превосходство противника было налицо.

Зарубежные составные самолеты

Начало

Вероятно, первым «составным» самолётом стала английская конструкция, состоявшая из летающей лодки «Порт-Бэби» и истребителя Bristol Scout, закреплённого на её центроплане. Проект был разработан для защиты Великобритании от налётов немецких «цепеллинов». В мае 1916 года «связка» совершила полёт, поднявшись на высоту 305 метров.

Лекции капитана Винда по тактике воздушного боя

Схватка один на один

Если вражеский самолет — это И-16 или И-153, используйте следующую тактику. Сначала поднимитесь примерно на 500 метров выше, чем враг, так как наши самолеты быстрее. Во время приближения оставайтесь позади врага, так как задняя полусфера просматривается из обоих самолётов хорошо. Скорость приближения может быть весьма высокой. За несколько мгновений до достижения дистанции стрельбы скользните в сторону, тогда у вас будет возможность вести огонь слегка сбоку. При стрельбе четко сзади бронеспинка пилота часто останавливает даже 12.7-мм пули. (Например, уоррент-офицер (так в английском переводе — примечание автора) Альхо расстрелял весь свой боезапас по «Чайке» безо всякого эффекта.

Бой с И-16 по воспоминаниям финских лётчиков

10.08.1941, южнее г. Кирву, высота 200 м. 4 «Хок-75» против двух И-16.

«Мы встретили два патрулирующих И-16, вражеский ведущий открыл огонь сразу после того, как довернул на нас. У него были 20-мм пушки, и вспышки от выстрелов выглядели угрожающе. После лобовой атаки мы оба развернулись для ещё одного захода. После этого я смог сесть ему на хвост. И-16 вошел в вертикальное пикирование, я преследовал его. У меня был шанс выстрелить, и в то же самое время я увидел, что мы находимся уже возле самой земли. Я изо всей силы дернул рычаг на себя. После того, как я оправился от перегрузки, я огляделся; И-16 нигде не было видно. Было похоже на то, что он врезался в землю, но я этого не видел. <…> Этот И-16 был найден позднее, когда наши войска заняли Карельский перешеек.»

Бои на И-16 по воспоминаниям ветеранов

Шутт Николай Константинович, 270-й ИАП

«7 января 1942 года произошла моя первая встреча с врагом. Это было в районе Керчи. Меня подняли в воздух по тревоге. Задача: перехватить немецкого разведчика и уничтожить его. Мой истребитель быстро набирал высоту. И вот в разрывах зенитной артиллерии показался Ю-88. Охваченный каким-то необъяснимым порывом, я бросился к нему. Нас разделяла дистанция в шестьсот—семьсот метров, но я прильнул к прицелу и нажал на гашетки. Когда умолк последний пулемет, немец, к моему удивлению, спокойно уходил в облачность. Беспомощный и злой, вернулся я на аэродром.

Товарищи, выслушав подробности боя, сказали: „Погорячился ты, Николай, надо было поближе подойти к разведчику и стрелять короткими очередями”. Я долго не мог уснуть. Мне снова хотелось подняться в воздух и встретиться с тем же немцем, чтобы еще раз помериться силой…