Киокушинкай каратэ | Kyokushinkai karate | 極真会

Вниманию читателей портала Superkarate.ru предлагается перевод статьи популярного западного дзюдоиста-блогера Питера Бойлана о «самом эффективном боевом искусстве».

 Киокушинкай каратэ | Kyokushinkai karate | 極真会

Питер считает, что об эффективности боевого искусства следует судить не по тому, что может сделать с ним самый одаренный практик, а по тому, что может сделать с ним наименее одаренный практик.

Когда люди говорят о том, насколько велико боевое искусство, почти всегда в качестве точки отсчета используют то, что могут сделать величайшие из практикующих это искусство. Это неизбежно потрясающие и одаренные мастера боевых искусств. В общем, они могут делать невероятные вещи, о которых большинство людей не могут и мечтать. Бойлан пишет, что на собственном опыте ощутил этот уровень мастерства. Дзюдо – одно из искусств, которые он изучает – и потому, что это олимпийский вид спорта, спорить о том, кто является лучшим из лучших среди спортсменов, не приходится. Западный блогер вспоминает, что ему посчастливилось тренироваться с участниками Олимпиад и чемпионами мира.

Питер Бойлан: «Я знаю, на что похожи их навыки и искусство. Их почти невозможно обнаружить, они, как правило, настолько незаметны, что вы понимаете, что вас бросили, только когда приземляетесь на пол».
Подавляющее большинство из нас не одарены скоростью, ловкостью и чувствительностью. Бойлан рассказывает, как он наблюдал за лучшими мастерами боевых искусств – независимо от того, является это искусство соревновательным видом спорта или нет, они демонстрируют те же уровни в скорости, ловкости и чувствительности, независимо от того, вооружены они или нет. Это приводит к тому, что если мы сравниваем боевые искусства, сравнивая то, что могут сделать самые одаренные практикующие, мы вполне можем сравнивать только тех, кто является наиболее одаренным, а не то, какое искусство может дать больше всего.

Питер Бойлан: «Многие люди говорят о том, какое боевое искусство может победить другое в поединке один на один. Для меня это довольно бессмысленно, потому что таких личных встреч никогда не бывает. Что я хочу знать, что меня действительно интересует и волнует, так это то, что боевое искусство может дать среднему и практикующему ниже среднего? Кому-то вроде меня. Здесь все становится интереснее, потому что теперь врагом становится не какой-то хорошо обученный мастер боевых искусств, а моя собственная неуклюжесть».
Что может дать изучение боевого искусства? Очевидно, оно не сделает человека непобедимым бойцом. Никакие тренировки этого не гарантируют. Ведь тренировки предназначены для других вещей.

Питер Бойлан: «Повысят ли они мою чувствительность? Улучшат ли они мой тайминг? Получу ли я много травм, тренируясь в этом конкретном искусстве? Буду ли я получать удовольствие от времени, которое я провожу на тренировках, и буду ли я чувствовать, что это приносит мне пользу не только на физическом, но и на умственном уровне? Смогу ли я изучить последовательные принципы, которые можно применять во всех поединках, а не просто набор отдельных техник, которые можно использовать только в ситуациях, очень похожих на те, которые были разобраны на тренировках?» 
Вопрос «Это улучшит мой тайминг?» – хороший пример, которому люди не уделяют должного внимания. «Время – это все», – гласит старая поговорка, и это, безусловно, верно в отношении боевых искусств. На протяжении многих лет, Пишет Бойлан, он видел, что самые опытные и эффективные мастера, будь то в спортивном искусстве, таком как кендо или дзюдо, или в искусстве ката, таком как кендзюцу или дзедзюцу, лучше всего выбирают время. Они атакуют, когда условия оптимальны. Они не тратят энергию впустую, когда оппонент открывается – они действуют. Они двигаются вместе со своими противниками и поражают цели с расчетом времени,. Восьмидесятилетние мастера полностью доминируют над людьми в подростковом и двадцатилетнем возрасте, потому что они понимают тайминг. Они сопоставляют свои движения с движениями оппонента и рассчитывают их так, чтобы они естественным образом занимали свое место в поединке.

Питер Бойлан: «Это поднимает следующий вопрос. “Улучшит ли это мою чувствительность?” Чувствительность в этом плане включает в себя осознание широкого круга вещей. От самого близкого, ощущения и понимания оппонента через контакт, когда он держит вас или вашу одежду, до вашего осознания окружающего мира и людей в нем. На самом близком уровне я учу студентов осознавать своих партнеров, даже когда их глаза закрыты, чтобы они могли понимать своего партнера и воздействовать на него через прикосновение, не глядя на него или на точку, на которую он нацелен. Оттуда чувствительность простирается до осознания того, как кто-то собирается двигаться и что он собирается делать, на основе понимания подсказок в его позе и движении. Для этого требуется визуальная чувствительность, сначала сфокусированная на вашем оппоненте, а затем, по мере вашего улучшения, распространяющаяся на все, что находится в вашем сознании. Если все, чему вы научитесь, – это сосредотачиваться на том, как наносить удары или как видеть одного соперника, вы научитесь не очень многому. Если вы становитесь чувствительным к окружающему миру, вы действительно учитесь чему-то стоящему».
«Смогу ли я освоить дистанцию?» – следующий вопрос от Бойлана.

Питер Бойлан: «Это хороший вопрос, потому что, если вы можете контролировать расстояние между вами и оппонентом, вы контролируете весь поединок. Управляя расстоянием, вы можете ограничить возможности партнера и даже выбрать, какие варианты ему предоставить. Тем не менее, сложно научиться контролировать дистанцию только из одного боевого искусства. Большинство из них очень сильны на одной или двух дистанциях. Я изучаю Кодокан Дзюдо, которое хорошо на самых близких дистанциях, на той дистанции, где можно протянуть руку и удержать кого-то. Если вы практикуете некоторые из ката, вы можете узнать о немного более длинных дистанциях, диапазоне ударов руками. Он начинает падать на дистанциях ударов ногами и очень плохо работает на дистанциях с оружием. Синто Мусо Рю Дзе великолепен на различных дистанциях с оружием, но мало что может предложить на дистанции касания. Вы не можете научиться всему сразу, и я бы не ожидал, что одно искусство научит вас всему. Но что бы вы ни изучали, вы должны проводить много времени в практике, чтобы вы могли узнать о работе на дистанции. Я говорю не только о спарринге, но и о практике, которая включает в себя много медленных, осторожных, вдумчивых упражнений, чтобы вы могли усвоить уроки о дистанции, не развивая вредных привычек».
Далее Питер задает следующий вопрос: «Могу ли я получить много травм, тренируясь в этом конкретном искусстве?»

Питер Бойлан: «Это не должно быть проблемой, но мы довольно часто забываем об этом. Насколько безопасна тренировочная атмосфера? Это люди, с которыми я хочу быть рядом? Любая физическая активность сопряжена с риском, но риск не должен быть чрезмерным. У меня есть друзья, которые покинули додзе из-за того, как проводились тренировки. Обычно проблема не в искусстве, а в том, как проводится обучение. Помните об этом. Люди, с которыми вы тренируетесь, оказывают огромное влияние на ценность, которую вы получите от обучения, и на то, сколько вы узнаете. Если они не уважают вас физически, вы можете серьезно пострадать от травм, которые вызовут проблемы на всю жизнь. Если люди не уважают вас как личность, вам приходится иметь дело не только с физическими рисками, но и с эмоциональным износом из-за плохого обращения с вами как с личностью. Не все травмы физические. Убедитесь, что конкретное искусство в конкретном месте, где вы тренируетесь, безопасно для вас и окружающих».
Наконец, автор задается вопросом «Получу ли я удовольствие от времени, которое провожу на тренировках, и буду ли я чувствовать, что это приносит мне пользу не только на физическом, но и на умственном уровне?»

Питер Бойлан: «Обучение требует усилий и мотивации. Если вы не чувствуете, что это приносит пользу, вы не захотите этого делать. Хорошая тренировка должна оставить вас уставшим и, честно говоря, воодушевленным. Эффекты должны обогатить ваше тело через упражнения, ваши навыки – через техническую подготовку, а ваш разум – через более широкое применение того, что вы изучаете. Если вы не получаете все три аспекта, возможно, вам стоит переосмыслить то, что вы делаете. Когда я заканчиваю хорошую тренировку, я могу быть настолько измученным, что едва могу ходить, но умственно я гораздо более живой и осознанный, а эмоционально я воодушевлен. Тренировка расширяет мои физические навыки и умственную осведомленность, чтобы все функционировало на более высоком уровне. Это распространяется и на мои эмоции. Это одна из главных причин, почему я люблю тренироваться. Я просто чувствую себя хорошо на каждом уровне».
Бойлан подчеркивает: вот в этом и заключена разница между целостным искусством и просто случайным набором техник. Тут же он задается очередным вопросом: «Смогу ли я изучить последовательные принципы, которые можно применять во всех поединках, а не просто как набор отдельных техник, которые можно использовать только в ситуациях, очень похожих на те, которые были разобраны на тренировках?»

Питер Бойлан: «Многие люди спорят о том, является ли что-то “дзюцу 術” или “до 道». Это не очень полезный вопрос. Вопросы, которые нужно задать, должны звучать так. Основывается ли это на последовательных принципах, которые можно применять помимо отдельных изучаемых техник, или это просто набор техник? Лучшие мастера искусства и учителя используют техники как указатели к принципам, а не как самоцель. Если вы изучаете броски, узнаете ли вы, как потеря равновесия и перенапряжение способствуют нестабильности партнера и как это делает мощные броски легкими и эффективными? Если вы изучаете удары, учитесь ли вы, как двигать бедрами и нижней частью тела, чтобы развивать силу, которую можно применять не только к ударам, но и к другим движениям? Если вы изучаете болевые приемы, изучаете ли вы принципы блокировки суставов, чтобы предотвратить движение, или вы просто учитесь скручивать запястье, чтобы было больно? Искусство должно учить принципам, которые охватывают все эти области и могут применяться как в стратегическом, так и в тактическом плане. Уроки бросков применимы к ударам, уроки ударов применимы к болевым приемам, а уроки блокировки применимы к броскам. Система должна быть согласованной, а принципы должны быть эффективными во всем диапазоне деятельности».
Все эти вещи необходимы в достойном боевом искусстве, заявляет Питер Бойлан.

Питер Бойлан: «Если то, чем вы занимаетесь, не дает вам всего этого – вы не получаете максимума от своего искусства, а искусство мало что дает людям, изучающим его. Какое искусство наиболее эффективно, так это то, которое лучше всего учит вас тому, что сказано выше. Не каждое искусство идеально подходит для каждого человека. Каждый из нас привносит в тренировки свои сильные и слабые стороны. Лучшее искусство укрепит ваши сильные стороны и поможет преодолеть слабости. Это разовьет вашу чувствительность, тайминг и чувство дистанции. Благодаря тренировкам ваше тело укрепится и наполнится энергией, а ваш разум отполируется. После тренировки вы почувствуете себя лучше физически, умственно и эмоционально. Вы приобретете навыки и понимание, которые применимы не только к простым физическим конфронтациям. Если вы не получаете всего этого на тренировках, вы не изучаете самое эффективное боевое искусство».

Автор: Максим Романовский

Источник: superkarate.ru