Стрелковое вооружение истребителя И-16

Стрелковое вооружение И-16 состоит из двух неподвижно установленных в центроплане не синхронных пулеметов «ШКАС», стреляющих вперед вне площади, ометаемой винтом.

Пулеметы установлены в нормаль­ном положении, ручками заряжания вверх. На левой стороне пулемет отстоит от вертикальной плоскости симметрии самолета на расстоянии 1 510 мм. С правой стороны, вследствие того, что расположение подкоса переднего лонжерона центроплана неудобное для прохождения гильзоотводной трубки, пулемет расположен на расстоянии 1 515 мм от оси самолета.
Положение пулеметов по вертикали и по хорде крыла одинаково как правого, так и левого.

Дульная часть ствола каждого пулемета выводится наружу через переднюю кромку центроплана. Передняя часть газовой камеры пулемета, выходящая за пределы обшивки носка, закрыта обтекателем во избежание неравномерного охлаждения пулемета при стрельбе в воздухе, которое могло бы привести к заклинению газового поршня.
Для постановки и съемки пулеметов, а также для подхода к ним, в верхней и нижней частях обшивки центроплана в его носке между нервюрами №142 3 и 4 имеются специальные люки, закрываемые легкосъемными крышками на шомполах и замках «Ферри».

Пулеметная установка состоит, из:

  • крепления пулеметов
  • головок питания
  • патронных рукавов
  • приемников патронных коробок
  • патронных коробок
  • системы перезаряжания
  • системы управления стрельбой
  • оптического прицела «ОП-1».

Крепление пулеметов

Пулеметы крепятся за кожух ствола в двух точках. Переднее крепление находится близ газовой пробки и производится при помощи хомута, а заднее за цапфы посредством шкворня и затяжной гайки.
Переднее крепление пулеметов состоит из (рис. 1):
разрезного хомута со стеблем, двух шестимиллиметровых болтов, двух шайб Гровера, гайки вертикальной регулировки, несущей муфты,
3-мм контровой шпильки, контргайки на стебле,
втулки горизонтальной регулировки,
контргайки на втулке горизонтальной регулировки,
стяжного болта,
контровой шпильки,
корончатой гайки,
шплинтов,
фермы переднего крепления,
верхнего и нижнего узлов крепления фермы на переднем лонжероне центроплана,
специальных болтов с шайбами, корончатыми гайками и шплинтами.

Истребитель И-16. Детали переднего крепления пулеметов - рисунок 1Рисунок 1. Детали переднего крепления пулеметов

Шкворень переднего крепления пулемета представляет собой разрезной хомут, имеющий форму кожуха ствола пулемета, изготовленный из листовой хромомолибденовой стали толщиной 2 мм, приваренный своей нижней частью к стеблю.

Хомут стягивается двумя 6-мм болтами контрящимися шайбами Гровера. Стебель, имеющий нарезку, ввинчен в гайку вертикаль¬ной регулировки. Гайка вертикальной регулировки имеет кольцевую выточку для контровой шпильки, которая, удерживает ее в гнезде несущей муфты, когда отпущена контргайка на стебле при вертикальной регулировке. В несущую муфту ввинчена втулка горизонтальной регулировки, на которой сидит контргайка.

Внутри втулки проходит стяжной болт, связанный с ней контровой шпилькой. Стяжной болт сидит в ушках фермы переднего крепления. Корончатая гайка стягивает ушки фермы, поэтому втулка горизонтальной регулировки играет одновременно роль распорной втулки.

 

Фермы

Фермы, переднего крепления пулеметов расположены симметрично относительно оси самолета на расстоянии 1 510 мм. Имея вынос вперед, фермы крепятся одним ушком к узлу, приклепанному на верхнем поясе переднего лонжерона центроплана, и двумя ушками к узлам, приклепанным к нижнему поясу переднего лонжерона.

Крепление фермы на верхнем узле производится специальным 10-МхМ болтом с шайбой, корончатой гайкой и контрится шплинтом. К нижним уздам фермы крепятся 8-мм болтами также с шайбами, корончатыми гайками и контрятся шплинтами.

Во избежание люфтов в креплениях ферм и появления большого рассеивания при стрельбе, все болты имеют тугую посадку. Ферма переднего крепления сварная, она состоит из вилки с ушками и двух подкосов, заканчивающихся ушками. Фермы изготовлены из хромо-молибденовых трубок размером 16 X 14.
После сварки, ферма переднего крепления и хомут со стеблем подвергаются термической обработке 70—75 кг/мм. Для предохранения от коррозии, все детали переднего крепления подвергаются воронению.

Заднее крепление пулеметов

Заднее крепление пулеметов за цапфы кожуха ствола состоит из (рис. 2)
Стяжного хомута со втулкой под шкворень,
дюралевых прокладок,
двух 8-мм болтов,
двух гаек,
двух шайб Гровера,
вильчатого шкворня,
зажимкой гайки,
контрового кольца,
корончатой гайки

Истребитель И-16. Детали заднего крепления пулемета - рисунок 2Рисунок 2. Детали заднего крепления пулемета

Заднее крепление пулеметов осуществляется посредством вильчатого хромомолибденового шкворня, изготовляемого из поковки путем механической обработки с последующей термообработкой до 70—86 кг/мм и хромировкой. В правой щеке шкворня имеется нарезное отверстие для зажимной гайки, охватывающей правую цапфу пулемета.

Пулемет вводится в шкворень при отвернутой зажимной гайке и подается влево до отказа так, что левая цапфа входит на 2,5—3 мм в имеющееся отверстие по диаметру цапфы пулемета в левой щеке шкворня.
Вращением зажимной гайки закрепляется в шкворне кожух ствола пулемета. Гайка контрится контровым кольцом, которое своей загнутой частью схватывает зажимную гайку со щекой шкворня.

В правой щеке шкворня имеются три отверстия D=1,8 мм, расположенных радиально на расстоянии друг от друга в 15°. По окружности зажимной гайки радиально расположены 12 отверстий D=2 мм на равном расстоянии друг от друга. Таким образом, подтяжка зажимной гайки возможна в пределах поворота ее на угол 15°.

Хвостовик шкворня сидит во втулке стяжного хомута и затянут корончатой гайкой. В щеках шкворня имеются овальные отверстия, для болта, крепления кронштейна приемной головки. Стяжной хомут под шкворень сварной; он состоит из втулки и хомута с трубками под 8-ми миллиметровые болты и выполняется из хромомолибденовой
стали с последующим отжигом, облегчающим его монтаж.

Хомут под шкворень крепится к нижнему поясу переднего лонжерона на расстоянии 1 510 мм от оси самолета для левого пулемета, и на 1 515 мм — для правого, по вышеуказанным причинам.

Под хомут проложены выравнивающие поверхность прокладки из дюралюминия с отверстиями под головки заклепок. Для предохранения от коррозии шкворень и зажимная гайка хромируются, а остальные детали заднего крепления подвергаются воронению.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>