Стрелковое вооружение истребителя И-16

Стрелковое вооружение И-16 состоит из двух неподвижно установленных в центроплане не синхронных пулеметов «ШКАС», стреляющих вперед вне площади, ометаемой винтом.

Пулеметы установлены в нормаль­ном положении, ручками заряжания вверх. На левой стороне пулемет отстоит от вертикальной плоскости симметрии самолета на расстоянии 1 510 мм. С правой стороны, вследствие того, что расположение подкоса переднего лонжерона центроплана неудобное для прохождения гильзоотводной трубки, пулемет расположен на расстоянии 1 515 мм от оси самолета.

Определение дальности самолета и расход горючего

Прилагаемые графики расхода горючего для одиночного самолета позволяют с достаточной точностью решить задачу по подсчету дальности самолета И-16 М-25 при заданной скорости и высоте полета. Отклонения действительных расходов от расчетных зависят в основном от точности регулировки смеси высотным корректором, которые, как показала практика, колеблются в значительных пределах, достигая 10% в большую и до 16 % в меньшую сторону для одиночного самолета и до 22% в большую сторону для ведомых самолетов звена.
При внимательном и точном выполнении указаний по пользованию высотным корректором отклонения не превышают 5%.
Положение по пользованию высотным корректором дано в «Инструкции по эксплуатации».

Летные свойства самолета

1. Руление

При рулении необходимо проверить синхронность действия тормозов.
На рулежке самолет хорошо управляем, даже при сильном ветре 8—10 м/сек. При этом сопровождающий не нужен, так как стремление самолета к разворотам легко парируется тормозами. При ветре свыше 10 м/сек необходим сопровождающий.
При рулении на лыжах по обледеневшему аэродрому, при ветре 5—б м/сек и более, сопровождающий необходим.
При нормальном состоянии аэродрома, для уменьшения нагрузки на костыль, на рулежке ручка должна быть отдана немного за нейтральное положение от себя. Особенно это необходимо при крутых разворотах.
При песчаном или вязком грунте ручку следует держать в нейтральном положении; при увеличении числа оборотов мотора свыше 1 ООО ручку необходимо выбирать на себя, соответственно увеличению оборотов мотора.

Общие данные и летные свойства

Самолет И-16 — одноместный скоростной истребитель.
Схема самолета — свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся в полете шасси (рис. 1, 2, 3, 4, и 5).
По своей конструкции самолет И-16 М-25 отличается от самолета И-16 М-22 только винтомоторной группой (мотор, капоты, система питания, винт, моторама, самопуск Эклипс). В связи с установкой мотора М-25 у самолета произведено усиление крыла и хвостового оперения; в остальном конструкция обоих вариантов самолета одинакова.
Вследствие хорошей обтекаемости самолет с мотором М-25ф имеет скорости, равные скоростям лучших истребителей, состоящих на вооружении в иностранных военно-воздушных силах.
Конструкция самолета — смешанная: