Конструкция

Ракетно-бомбовое вооружение

Неуправляемые реактивные снаряды (НУРС)

И-16 тип 29 с РС-132

И-16 тип 29 с РС-132

Советский Союз стал первой страной, широко использующей НУРСы. Еще в начале 30-х годов были произведены первые испытания авиационных ракет РС-82 (калибр 82 мм) и РС-132 (калибр 132 мм). В 1935 году был произведены пуски РС-82 с истребителя И-15. Первоначально авиационные пусковые установки были бугельного типа, которые увеличивали лобовое сопротивление и сильно снижали скорость самолета. В 1937 году была разработана новая конструкция установки, которая получила название «флейта».

Первое боевое применение НУРС произошло во время конфликта на Халхин-Голе в 1939 году.

В 1940 году РС-82 и РС-132 были приняты на вооружение ряда авиационных частей. Однако они в основном хранились на складах и не применялись в учебных стрельбах (по соображениям секретности). В начале войны установки РС-82 были установлены на самолёты, после чего их стали активно использовать.

Испытания РС-82 в 55-м ИАП

«..Мы слышали о необыкновенной эффективности этого оружия, однако никто не знал, применялось ли оно вообще, кроме полигонных испытаний.

Искушение выстрелить „эрэсами” первым в полку было велико. Я согласился. Договорились держать это в тайне, прежде чем все полностью не подготовим к стрельбе…»

Несмотря на некоторые успехи РС-82 в стрельбе по воздушным целям, в основном они были предназначены для штурмовки вражеских войск. В таком качестве их широко применяли и летчики И-16. Судя по всему, установками РС-82 вооружались только пулемётные «ишаки», на пушечные их не подвешивали (Согласно официальной информации, РС-82 могли устанавливаться в том числе и на пушечные типы 27 и 28, однако ни об одном примере реализации подобного варианта автору не известно.) Действие реактивных снарядов по пехоте и небронированной технике было весьма эффективным. Кроме того, они иногда применялись по большим группам бомбардировщиков и (реже) по истребителям. Так, например, 23 февраля 1943 года ст. л-т Ломакин из 21-го ИАП КБФ сбил реактивными снарядами немецкий истребитель Fw.190.

Летом 1941 года один И-16 тип 29 был оборудован установками для стрельбы реактивными снарядами PC-132. Под каждым крылом размещалось по два снаряда. Установка испытывалась с 18 по 26 июня 1941 года. Судя по всему, в серийное производство она не попала.

Сравнительные характеристики неуправляемых реактивных снарядов
РС-82 обр. 1940 г. РС-132 обр. 1940 г. W.Gr.42 R4/M
Страна СССР СССР Германия Германия
Год принятия на вооружение 1940 1940 1943 1945
Калибр, мм 82 132 210 55
Длина снаряда, мм 600 845 1260 812
Вес ВВ, кг 0.36 0.9 38.6 0.52
Полный вес снаряда, кг 6.8 23 110 3.85
Максимальная дальность, км 6.2 7.1 7 н. д.
Максимальная скорость снаряда (без учета носителя), м/с 340 350 320 525
Радиус сплошного поражения осколками, м 6-7 9-10 н. д. н. д.
Самолёты И-15, И-16, И-153, Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3, Hawker Hurricane СБ-2, Ил-2 Bf.109G, Fw.190, Me-410 Me.262

Авиационные бомбы

Бомбодержатель Орлова (с подвеской десяти<br />                   15-кг бомб)

Бомбодержатель Орлова (с подвеской десяти 15-кг бомб)

Несмотря на то что И-16 использовался в качестве штурмовика реже, чем бипланы И-15 и И-153, его конструкция предусматривала подвеску авиабомб. «Ишаки» могли нести осколочные АО-10 и фугасные ФАБ-100 и ФАБ-250. АО-10 — мелкокалиберная (10 кг) осколочная бомба из сталистого чугуна. ФАБ-100 и ФАБ-250 (вес 100 кг и 250 кг соответственно) — фугасные бомбы, разработанные в 1931—1932 гг.

В начале 1937 года проводились испытания самолета И-16 тип 12 дополнительным бомбовым вооружением. Самолет, оснащенный подкрыльевыми держателями для 280 кг бомб, испытывался в НИИ ВВС с 10-го февраля по 3-е марта 1937 года. Под каждым крылом подвешивались четыре бомбы АО-10 и одна ФАБ-100. Установка не производилась серийно.

Летом 1940 года в ремонтных мастерских ВВС ВМФ два самолета тип 24 были оборудованы бомбодержателями конструктора Орлова. Самолеты брали 10 бомб по 15 кг или одну 100 килограммовую бомбу. Установки испытывались в 62-й авиабригаде ВВС Черноморского флота.

И-16 тип 29 с шестью подкрыльевыми РС-82 и двумя бомбами ФАБ-100 (могли устанавливаться вместо подвесных бензобаков)

И-16 тип 29 с шестью подкрыльевыми РС-82 и двумя бомбами ФАБ-100 (могли устанавливаться вместо подвесных бензобаков)

На последних серийных модификациях И-16 подвесные бензобаки могли заменяться на две бомбы ФАБ-100 (бензобаки подвешивались на стандартные бомбодержатели).

Самой тяжёлой бомбой, которую мог нести И-16, была ФАБ-250. Две такие бомбы подвешивались под крылья. Бомбовая нагрузка в 500 кг была явно избыточной: с таким грузом «ишак» не мог самостоятельно подниматься в воздух. Поэтому описанное бомбовое вооружение использовалось лишь в варианте «Звено-СПБ».

Сравнительные характеристики авиационных бомб
АО-10 ФАБ-100 ФАБ-250 SC-10 SC-100
Страна СССР СССР СССР Германия Германия
Тип бомбы осколочная фугасная фугасная осколочная осколочно-фугасная
Вес бомбы, кг 10 100 250 10 100
Вес боевой части, кг н. д. 70 230 н. д. н. д.
Вес ВВ, кг н. д. н. д. 99 н. д. 112.5
Длина, мм 612 964 1589 585 1630
Диаметр, мм 90 267 285 86 368

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>