Конструкция

7.62-мм пулемет ШКАС

Установка пулемёта ШКАС в крыле И-16

Установка пулемёта ШКАС в крыле И-16

В отличие от И-15, «ишак» изначально проектировался под современные скорострельные 7.62-мм пулемёты ШКАС («Шпитального — Комарицкого авиационный скорострельный»). Первый образец ШКАС был построен в 1930 году, в 1932 году он принят на вооружение. За счёт короткого хода подвижных частей и совмещения ряда операций по перезаряжанию темп стрельбы пулемета удалось довести до рекордной величины в 1800 выстр./мин. В начале 1934 года началось производство крыльевого и турельного вариантов ШКАС, в 1936 году был разработан синхронный вариант, скорострельность которого снизилась до 1650 выстр./мин (однако благодаря удлиненному стволу несколько возросла начальная скорость пули). Главным недостатком ШКАС можно назвать пониженную по сравнению с уже стоявшими на вооружении ПВ-1 и ДА надёжность.

Скорострельность пулемета ШКАС была невероятной по сравнению с аналогичными иностранными пулеметами. Так, военврач С. Белолипецкий, служивший на аэродроме советских добровольцев в Китае, вспоминал: «Когда стреляли ШКАСы, казалось, будто трещит, рвется туго натянутое где-то вверху гигантское полотнище сверхпрочной ткани. В темноте трассирующие пули казались сплошной огненной цепочкой, а ведь между каждыми двумя светящимися летели еще несколько тёмных, невидимых пуль!» [3]

Первые типы И-16 комплектовались двумя пулеметами ШКАС в центроплане (вне диска винта), каждый ствол имел боекомплект 900 патронов. Опыт войны в Испании, однако, показал, что такого вооружения недостаточно, поэтому появился И-16 тип 10 с четырьмя ШКАС. Два добавленных пулемёта были синхронными, устанавливались над двигателем и имели боекомплект по 650 патронов каждый.

20-мм пушка ШВАК

Правая пушка ШВАК истребителя И-16 тип 17

Правая пушка ШВАК истребителя И-16 тип 17

Первоначально название ШВАК («Шпитальный — Владимиров авиационный крупнокалиберный») носил 12.7-мм пулемёт, спроектированным С. В. Владимировым в пулеметном КБ (город Тула) и принятым на вооружение в 1934 году. Серийное производство началось в 1935 году, а в 1936 году пошла в серию 20-мм пушка, созданная на базе этого пулемёта. Вскоре после этого выпуск 12.7-мм варианта был свернут.

ШВАК была довольно эффективным оружием. По своим параметрам она превосходила пушку MG-FF, которая устанавливалась на немецкие Bf.109E. Имела она, однако, и недостатки. Из-за своеобразия и сложности конструкции была затруднена сборка и разборка. При ремонте доступ к механизму был крайне затруднен. Во время эксплуатации из-за особенностей конструкции гильзы случались ее поперечные разрывы, что приводило к осечкам. Кроме того, действие снарядов было достаточно слабо для такого калибра.

Установка пушки ШВАК в крыло И-16

Установка пушки ШВАК в крыло И-16

Опыты установки пушек ШВАК на И-16 начались с мелкосерийного И-16 тип 12 (известного также как ЦКБ-12П и И-16П), модификации И-16 тип 5 с установленными дополнительно к пулемётам ШКАС двух крыльевых пушек ШВАК. Боекомплект на каждую пушку составлял 150 снарядов. Проводился также эксперимент по установке четырёх пушек. Первой крупносерийной модификацией стал И-16 тип 17, на котором, как и на И-16П, стояли две крыльевые пушки ШВАК. Аналогичными по вооружению были И-16 тип 27 и И-16 тип 28.

При установке ШВАК на И-16 лётные характеристики самолёта несколько снижались из-за возросшей массы, поэтому первоначально такие самолеты предназначалось использовать в качестве штурмовиков (исходя из опыта боев под Гвадалахарой). В результате, однако, пушечные «ишаки» применялись так же, как и их пулемётные «собратья». Возросшая огневая мощь позволяла им эффективнее бороться с бомбардировщиками: теперь достаточно было нескольких попаданий, чтобы вывести вражеский самолет из строя. Это, по-видимому, понимали и экипажи немецких бомбардировщиков. Так, во время Великой отечественной войны «в 28-м ИАП, привлекавшемся для обороны мостов через Днепр, лейтенант П. Н. Вернигор заметил, что экипажи немецких бомбардировщиков сильно нервничают, замечая рядом варианты И-16 с длинными стволами пушек на плоскостях крыла. Чтобы обмануть врага, в полку соответствующим образом доработали и пулемётные И-16, прикрепив к их крыльям макеты пушечных стволов, изготовленные из дерева и покрашенные под металл в чёрный цвет».

Остаётся открытым вопрос, насколько психологический выигрыш от такого «усовершенствования» перекрывал потери в характеристиках самолёта, вызванные лишним весом и ухудшенной аэродинамикой.

12.7-мм синхронный авиационный пулемет БС

Пулемёт БС

Пулемёт БС

Разработка пулемета БС (Березина синхронный) началась М. Е. Березиным в 1937 году, а в 1939-м он был принят на вооружение и запущен в серийное производство. БС устанавливался на И-16 тип 29 в дополнение к двум ШКАСам в фюзеляже. Достоинства пулемёта — удачная компоновка, простота в сборке и эксплуатации, высокий темп стрельбы. Главным недостатком была малая живучесть отдельных деталей и трудность перезаряжания в воздухе. Через некоторое время Березин разработал новую модель, УБ (универсальный Березина), которая пошла в серию в 1941 году.

Другое стрелковое вооружение

Помимо серийных версий, оснащаемых пулеметами ШКАС и пушками ШВАК, были и прототипы с другим вооружениям. Известно, что было выпущено несколько И-16 с экспериментальными 7.62-мм пулеметами СН («Савин — Норов») и УльтраШКАС. Пулемет СН (скорострельность 2800-3000 выстр./мин) был разработан в 1934-1936 годах, УльтраШКАС (скорострельность аналогичная) — в 1937—1938 годах. «Ишаки» с этими пулемётами принимали участие в Зимней войне, однако ни та, ни другая модель оружия в серию не пошла из-за низкой надёжности.

Сравнительные характеристики авиационных пулемётов винтовочного калибра
ШКАС (крыльевой) ШКАС (синхронный) MG-17 Darne
Страна СССР СССР Германия Франция
Калибр, мм 7.62 7.62 7.92 7.5
Вес пулемета, кг 9.8 11.1 10.7 7.8
Вес пули, г 9.6 9.6 12.8 9.2
Вес заряда, г 3.2 3.2 н. д. н. д.
Скорострельность, выстр./мин 1800 1650 1100-1150 1100-1200
Начальная скорость пули, м/с 825 850 755-800 830
Истребители И-16, И-153, Як-1, ЛаГГ-3 И-16, И-153 He.51, Bf.109B, C, D, E, F, Bf.110 MS.406
Сравнительные характеристики авиационных крупнокалиберных пулемётов
УБС MG-131 MG-151/15
Страна СССР Германия Германия
Калибр, мм 12.7 13 15
Вес пулемёта (без боекомплекта), кг 21.45 17 42
Вес пули, г 48 34* 64.5
Вес заряда, г н. д. 1.2* н. д.
Скорострельность, выстр./мин 700-800 800-900 800-900
Начальная скорость пули, м/с 840-860 750-800 800-850
Истребители И-16, И-153БС, Як-1Б, Як-7, Як-9, Як-3, ЛаГГ-3, МиГ-3, Bf.109G, Fw.190 Bf.109F, G

*данные фугасно-трассирующей пули

Сравнительные характеристики авиационных пушек
ШВАК (крыльевая) MG-FF (крыльевая) MG-151/20 Madsen
Страна СССР Германия** Германия Дания
Калибр, мм 20 20 20 20
Вес пушки (без боекомплекта), кг 40 28 42 55
Вес снаряда, г 96* 92 (115) 92 (115) 112
Вес заряда, г 27.5* н. д. н. д. н. д.
Скорострельность, выстр./мин 700-800 520 800-900 250-300 (135***)
Начальная скорость снаряда, м/с 815 600 780 890
Истребители И-16, И-153П Bf.109E Bf.109F, G, Fw.190 Fokker-D.XXI

*данные осколочно-зажигательного снаряда

** MG-FF является производимой в Германии вариантом швейцарской пушки Oerlikon-FF.

***практическая скорострельность

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>