Конкуренты

«Ураган» вместо «ишака»

Hawker Hurricane Mk.I

Hawker Hurricane Mk.I

Начиная с 1940 года и в начальный период войны советские истребительные полки стали пересаживаться с «ишаков» на новую технику — МиГ-3, ЛаГГ-3 и Як-1. Конечно, по манёвренности и живучести эти самолёты уступали И-16, однако факт остается фактом: по совокупности характеристик новые монопланы, после устранения «детских болезней», бесспорно доминировали. Поэтому перевооружение частей этими самолетами было закономерно.

Существенно интереснее провести сравнение И-16 с истребителем, который стал поставляться в Советский Союз по программе ленд-лиза. Речь идет об английском моноплане Hawker Hurricane.

«Харрикейн» начал проектироваться еще в 1933 году, а первый прототип взлетел 6 ноября 1935 года. Из-за ряда проволочек (производилась переделка конструкции под другой двигатель) в серию самолёт пошел только в конце 1937 года. Конструкцию английского истребителя нельзя назвать прогрессивной: она практически не имела задела для совершенствования. И если «Спитфайр» Мk.I, появившийся в это же время, по характеристикам превосходил «Харрикейн» Mk.I ненамного, то впоследствии его модификации оставили далеко позади изделие компании «Хоукер».

Б. Ф. Сафонов на крыле своего «Харрикейна»

Б. Ф. Сафонов на крыле своего «Харрикейна»

Во время наступления немецких войск на континенте весной 1940 года. «Харрикейн» показал, что не способен на равных бороться с «Мессершмиттами». Позже, в период битвы за Англию, самолёты этого типа старались использовать в основном против бомбардировщиков, в то время как «Спитфайр» боролся с истребителями. Тем не менее, англичане высоко ценят «Харрикейн» и считают его спасителем своей страны.

Английские эскадрильи, летавшие на «Харрикейнах», постепенно переходили на более прогрессивную технику. Тем не менее, их производство продолжалось, причем не только в Великобритании, но и в Канаде. Высвободивщиеся самолеты направлялись на периферийные театры военных действий (в частности, в Юго-Восточной Азии «Харрикейны» дожили в качестве штурмовиков до 1944 года) или поставлялись союзным странам. Среди последних был и Советский Союз, в конечном итоге ставший самым крупным после RAF (Королевские ВВС) получателем «Харрикейнов».

«Харрикейн» Mk.I стал поступать с конвоями в СССР осенью 1941 года. Первыми их получили истребительные силы Северного флота, оснащенные до этого в основном «ишаками» и «чайками». Позже английскими истребителями были перевооружены и другие полки.

Воспоминания пилотов «Харрикейнов»

«…Если самолет даже по внешнему виду не похож на истребитель, то чего же от него можно ожидать? Можно было безошибочно заключить, что для современного боя эта машина слишком громоздка и тихоходна, что большая площадь крыла не позволит ей тягаться с „мессером” на пикировании и на вертикальном маневре. Сама собой появилась мысль: как же на этих „Харрикейнах” драться с ними?»

Большинству советских летчиков английский истребитель не понравился. Многие просто говорили, что воевать на нём невозможно. Действительно, этот самолет, немного превосходя И-16 в максимальной скорости, при этом уступал ему в приемистости, манёвренности и скороподъёмности. Слабым было и вооружение: пулемёты «Кольт-Браунинг» винтовочного калибра в количестве восьми штук (на модификации Mk.IIB — двенадцать) располагались в крыле и не обеспечивали должной кучности огня*. Усугублялось все это тем, что некоторые самолеты прибывали в Советский Союз уже изрядно изношенными, иные успели побывать и в капитальном ремонте. Это объясняется тем, что англичане не спешили отдавать новые «Харрикейны», пока сами не избавились от старых. Достоинства у «Харрикейна», правда, были: простое управление, удобная просторная кабина и качественная радиостанция.

В некоторых статьях часто появляются фразы типа: «Конечно, Hawker Hurricane уже устарел, однако в СССР им заменяли еще более устаревшие истребители, такие как И-16 и И-153». Разумеется, английский биплан безоговорочно превосходил такие самолеты, как И-15. Однако И-16, если не учитывать его более сложное управление**, по комплексу лётных и боевых качеств был лучше. Как рассказывал лётчик 2-го ГвИАП СФ Н. Г. Голодников, «На „Харрикейне” нужно было привыкнуть летать. Мне И-16 нравился больше. Хотя, в принципе, „Харрикейн” примерно одинаковый был с 10, 17, 21 (так в тексте — авт.) типами И-16. Ну „не показался” мне „Харрикейн”, не лежала у меня к нему душа».

В общем, советское руководство согласилось на использование «Харрикейна» в истребительных частях не от хорошей жизни: после летнего разгрома истребителей хронически не хватало, летали на всем, что было в наличии. В этом и есть главная причина принятия английского моноплана на вооружение.

Камуфляжные схемы
Hawker Hurricane Mk.IIB 134-й эскадрильи RAF. Hawker Hurricane Mk.IIB 134-й эскадрильи RAF. Аэродром Ваенга (Кольский п-ов), сентябрь 1941 года.
Hawker Hurricane Mk.IIB командира 3-го ГвИАП СФ Б. Ф. Сафонова Hawker Hurricane Mk.IIB командира 3-го ГвИАП СФ Б. Ф. Сафонова, 1942 год.

 

Тактико-технические характеристики И-16 и «Харрикейнов»
И-16 тип 29 Hawker Hurricane Mk.I Hawker Hurricane Mk.IIB
Год начала выпуска 1940 1938 1940
Размах крыльев, м 9,00 12.20 12.19
Длина, м 6,13 9.59 9.81
Высота, м 3,22 3.96 3.99
Площадь крыла, м2 14, 54 23.93 16.93
Двигатель М-63 Rolls-Royce Merlin III Rolls-Royce Merlin XX
Мощность, л.с. 900 1030 1260
Вес самолета, кг
— пустого самолета 1383 2118 2566
— взлётный 1900 2994 3422
Скорость, км/ч
— у земли 419 н. д. н. д.
— на высоте 470 520 529
Скороподъёмность, м/мин 882 н. д. 838
Практический потолок, м 9800 10900 9430
Дальность,км 440 965 1480(740)
Время виража, с 16-17  19-20 19-20
Вооружение 1 12,7-мм пулемёт БС, 2 7,69-мм пулемёта ШКАС в фюзеляже 8 7.7-мм пулеметов Colt-Browning в крыле 12 7.7-мм пулеметов Colt-Browning в крыле

* На некоторые «Харрикейны» модификаций Mk.I, Mk.IIA Mk.IIB в СССР была произведена установка советского вооружения, состоявшего из двух пушек ШВАК и двух крупнокалиберных пулемётов БС. В СССР поставлялась также модификация Mk.IIC, вооружённая четырьмя 20-мм пушками «Испано-Сюиза».

** Согласно воспоминаниям Н. Г. Голодникова, один из лётчиков 151-го крыла RAF, базировавшегося на Советском Севере, испытывал И-16 в воздухе и остался им недоволен, видимо, из-за вёрткости «ишака» и, как следствие, утомительной для лётчика постоянной концентрации в полете.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>