Конкуренты

— Мы должны вот-вот получить новую технику. Неужели воевать придется на „ишачках”? — в раздумье покачал головой наш комэск.

Признаться, нас всех это беспокоило. И-16 — хороший истребитель. Но его век прошёл. Он уже устарел. А тем более И-15 — „Чайка”… (скорее всего, имеется в виду И-153)

И-153 на одном из советских аэродромов

И-153 на одном из советских аэродромов

Осенью сорокового года группу летчиков направили на курсы по подготовке командиров звеньев. В их числе оказался и я. На курсах нас учили методике планирования, ведению теоретической подготовки, обучали технике пилотирования. В теоретических вопросах мы получили много полезного. С лётной же подготовкой дела обстояли хуже. Упражнения — полеты по кругу и в зону на простой пилотаж — выполняли на самолетах „Чайка”. По своим тактико-техническим данным они были хуже И-16. Летали без желания. Такая подготовка явно не соответствовала моим стремлениям пилотировать энергично, в каждом полете добиваться чего-то нового.

Начальник курсов был педантичен, требовал от нас спокойного, „правильного” пилотирования. Следил за строгим выполнением программ и инструкций, отдельные положения которых явно устарели. Он не считался с характером и подготовленностью курсантов, всех старался подогнать под мерку среднего летчика. Мой стиль полета его явно раздражал. Редкий лётный день обходился без внушения. Слетаешь в зону на пилотаж и слышишь:

— Покрышкин! Вы что, хотите сломать самолет или убиться?

— Товарищ начальник! Но ведь из техники надо выжимать все, на что она способна.

— Сколько раз я вам говорил: не устраивайте в зоне цирк. Неисправимый вы человек. Отстраняю вас на сегодня от полетов. Идите!

На стоянке самолетов товарищи по учебе встречали меня с усмешками.

— Ну что, Саша? Отлетался сегодня? Опять начальника курсов перепугал?

— Боится, что я развалю „Чайку”.

А мне и на самом деле хотелось отломать ей верхнее крыло и сделать из биплана моноплан. Может быть, быстрее будет летать. Боевой истребитель-биплан в сороковом году уже был редкостью.

<…>

— Ну, чему научились на курсах? — с улыбкой спрашивает Батя.

Гляжу в его добрые, все понимающие глаза и откровенно отвечаю:

— Методике научились, летать разучились. Да и на чем было учиться? „Чайка”, как старая лошадь, сколько ни понукай, быстрее не побежит. Лётчики между собой ее называют „аппарат тяжелее воздуха”…

Получилось так, что к июню 1941-го авиация приграничных округов состояла из приблизительно равного количества И-16 и И-153. Правда, соотношение между количеством самолетов было разным в различных округах. Например, в истребительной авиации ЛенВО насчитывалось 396 И-16 и 223 И-153. В результате воевать «ишакам» и «чайкам» пришлось вместе. Оба типа применялись равноценно, однако при использовании смешанной группы для штурмовки вражеских войск И-153 обычно отводилась роль штурмовика, в то время как И-16 служили бипланам прикрытием с воздуха. Если И-16 окончательно покинул истребительные полки в 1943 г., то с И-153 советские лётчики-истребители распрощались приблизительно на год раньше.

Камуфляжные схемы
И-15 И-15
И-15бис И-15бис
И-153 И-153

 

Тактико-технические характеристики И-16, И-15, И-15бис и И-153
И-16 тип 5 Поликарпов И-15 Поликарпов И-15бис Поликарпов И-153
Год начала выпуска 1936 1935 1937 1938
Размах крыльев, м 9.00 9.75 9.75 10.00
Длина, м 5.99 6.10 6.10 6.18
Высота, м 3.25 2.20 2.92 3.00
Площадь крыла, м2 14.54 21.9 21.9 22.1
Двигатель М-25А М-22 М-25В М-62
Мощность, л.с. 730 480 750 800
Вес самолёта, кг
— пустого самолёта 1119 1012 1106 1348
— взлётный 1508 1415 1415 1859
Скорость, км/ч
— у земли 390 350 320 н. д.
— на высоте 445 285 379 424
Скороподъёмность, м/мин 850 454 625 943
Практический потолок, м 9100 7250 7519 11000
Дальность,км 540 500 478 740
Время виража, с 14-15 8 11-12 11-12
Вооружение 2 7.62-мм пулемёта ШКАС в крыле 2 синхронных 7.62-мм пулемёта ПВ-1 в фюзеляже 4 синхронных 7.62-мм пулемёта ПВ-1 в фюзеляже 4 синхронных 7.62-мм пулемёта ШКАС в фюзеляже

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>